Сокращение ассортимента сыров и рыбы на 80% и рост на их остатки на 30-50%. Дефицит фруктов с декабря по март. Усиление влияния «кавказских картелей». Перенос импортного производства в Белоруссию. Таковы краткие выводы разговоров с представителями торговых сетей и не совсем «формального сектора» по последствиям санкций.
Прошлись сегодня, в субботу, по трём магазинам (Алые Паруса, 7 Континент, несетевой небольшой продуктовый) и Рыбному рынку – все в Замоскворечье. Краткое резюме разговоров с работниками торговых точек – каким может стать новый продовольственный рынок Москве после введения запрета на импорт еды из большинства стран Запада. Тезисное изложение бесед.
1) Самое тяжёлое положение будет по сырам. Но есть лазейки – сыры из Швейцарии и Аргентины. Российского сыра больше, чем сейчас, сильно не будет, но появятся новые поставщики в Москву – из той же Мордовии или Татарстана. Производство российских сыров в течение года можно увеличить максимум на 10%.
Далеко не загадывают, но через 2-3 месяца обещают сокращение ассортимента сыров процентов на 80, рост цен на остатки импорта – минимум на треть. Российские сыры скорее всего подорожают на 15-20%.
2) С рыбой самое тяжёлое положение. Обещают постепенно наладить поставки с Дальнего Востока лососевых (кроме сёмги). Сокращение ассортимента процентов на 80, рост цен на то, что будет – минимум в полтора раза.
3) Импортные молочные продукты месяца через 3-4 смогут быть заменены – частично российской продукцией, частично из других стран (в первую очередь из Белоруссии, Аргентины, Бразилии, Уругвая, Новой Зеландии). Но нас ждёт оскудение рациона и ухудшение качества – всё больше продукции будет из «сушки» (так они называют сухое молоко), разнообразие ассортимента сильно упадёт (тех же йогуртов, для которых не будет хватать импортных фруктовых наполнителей). Повышение цен прогнозируют небольшое, процентов на 10.
4) По фруктам пока никто ничего толком не понимает. Ясно лишь одно, что до октября-ноября как-то можно продержаться на поставках из стран СНГ, Турции, Северной Африки, Китая (в первую очередь яблоки), вплоть до Ирана (инжир и орехи). Весной будет урожай фруктов в Южном полушарии (Аргентина, Новая Зеландия, Чили, ЮАР и т.д.). Но неизвестно, хватит ли их объёмов – могут быть уже законтрактованы.
Самым тяжёлым периодом будет, получается, «пересменок» где-то с декабря по март. Про цены тоже пока не понимают.
5) Несетевым продуктовым магазином владеет семья грузин. Говорят, что смогут быстро наладить небольшие поставки из Грузии, Армении и Азербайджана – тех же фруктов, а также местных сыров (молодых и рассольных, типа сулугуни) и даже мясных изделий.
Обещают усиления влияния «кавказских продуктовых картелей» в Москве – «как при Лужкове». Говорят, при Собянине «кавказские картели» были сильно потеснены – заменены крупными оптовиками, ориентированными на поставки из Европы (в супермаркеты). Отсюда такое повальное закрытие продуктовых рынков в Москве, пролоббированное крупными сетями.
Наиболее оптимистичны по поводу санкций как раз кавказцы – что в вышеупомянутом продуктовом магазине, что в секции «Мясо» на Рыбном рынке (расположен Пятницком переулке). Говорят, что «если не мешать» (даже помощи не надо), то за 2-3 года они могут наладить и производство, и логистику, и хранение. «Земли даже вокруг Москвы – море, деньги есть, за 3 года можно создать всю инфраструктуру среднего и малого агробизнеса».
Единственное, чего опасаются кавказцы, так это усиления «китайской диаспоры». «Овощи, логистику и переработку они смогут наладить быстрее и дешевле».
6) Все восторгаются открывшимися перспективами Белоруссии. «Лукашенко – умный мужик! Сейчас Белоруссия станет перевалочной базой для импорта. А если санкции и вправду надолго, то там откроют производства иностранцы – те же финны «Валио» или литовцы «Сваля» будут возить молоко, из которого они сами станут делать сыры, йогурты и другую продукцию – и клеить на них белорусские этикетки.
Вот уже кто точно выиграл от санкций в отношении России – так это Белоруссия».
Источник