Досуг Общество Легенды и Мифы Живой мир Игры МАГАЗИН ДЛЯ ВСЕХ

Новое на сайте

Главная » Общество » Путин подписал закон: с 2016 года пропавшие без вести солдаты приравниваются к убитым

Путин подписал закон: с 2016 года пропавшие без вести солдаты приравниваются к убитым

В своем блоге Олег Сирота отметил:

Я пишу эти строки с болью. Увидел комментарии, дескать, семьи дезертиров тоже будут получать компенсации как семьи погибших солдат. Это неверно.

Итак, по порядку:

Путин подписал закон, в котором с 2016 года приравниваются убитые военнослужащие и пропавшие без вести.

Во всех войнах, которые вела Россия/СССР/Российская Империя за последние 100 лет, были без вести пропавшие солдаты. Я не знаю, как дело было с без вести пропавшими военнослужащими в Российской Империи, врать не буду, а вот как это было в Советской России и Российской Федерации я очень хорошо знаю на собственном опыте.
За время ВОв пропавшими без вести числится несколько миллионов человек. Они в глазах большинства обывателей до сих пор являются предателями, перешедшими на сторону врага, дезертировавшими через линию фронта, убежавшими с американцами в какую-нибудь Канаду в конце войны.

Но это не так.

Наш поисковый отряд «Победа» более 10 лет работает во Ржеве. За это время нами были найдены и перезахоронены более 3,5 тысяч красноармейцев. Подавляющее большинство из них числились без вести пропавшими. Они честно выполнили свой долг, просто из-за пофигизма своих командиров, спешки во время развивающегося наступления и огромных потерь никто не занимался проблемами воинского учета и захоронения. Эти пропавшие бойцы, погибшие в ходе рукопашных боев, и поныне лежат в обнимку с фашистами в заплывших окопах, лежат цепями перед немецкими пулеметами «с лейтенантами в строю и с капитаном во главе». До сих пор их солдатские ботинки то тут то там торчат из земли.

«Я где ваши машины воздух рвут на шоссе»

Вот, например, записка из гильзы, заткнутой дерянным чопиком, на теле пропавшего без вести 19-летнего бойца Курушпаева из Костанайской области Казахстана. Его не было ни в одном списке части, не было даже данных в военкомате о призыве на воинскую службу, его вообще ни в каких списках нет. Вот так — документов нет, а боец есть. И лежит во всем снаряжении и американских ботинках под Зубцовом в U-образной немецкой пулеметной точке в 10 метрах от Новорижского шоссе с двумя неизвестными. А на бумажке в гильзе есть адрес мамы, Анны Курушпаевой. Его родственников мы до сих пор не нашли.

Им не выдали медальоны, или они их по разным причинами не заполнили, на них могли не составить списки учета боевых потерь части, да и сами списки могли составлять задним числом, когда никого из участников боев уже и не было рядом.

Семьи погибших не получали продаттестатов и выплат. А ведь бывало, что пропадали без вести  целыми семьями: дед, отец и сыновья.

Идем дальше: война в Афганистане была проведена во время расцвета «совка», когда был наведен относительный порядок в армии. Так вот, без вести пропавшие были даже там. Безусловно, их было мало, ведь разведка и система учета потерь в Советском Союзе работала достаточно хорошо.

Но были и такие случаи — солда, взяв в руки мину направленого действия, взрывался вместе с ней, положив отряд «духов», окруживший его автомобиль. И тела не осталось. Он без вести пропал.

На фото могила советского солдата в Афганистане

Еще относительно недавно наша страна воевала совсем плохо — вспомните вагоны-рефрижераторы в Ростове-на-Дону с неопознанными трупами солдат. Этим бойцам, как их дедам в 43-ем, не дали медальонов (не было их тогда на довольствии), они сгорели в танке на площади Минутка, а теперь числятся без вести пропавшими. Их матери не получили выплат. Так было заведено было еще со времени Великой Отечественной войны, когда пропавших считали трусами и предателями.

Такая позиция была очень удобна Министерству обороны Российской Федерации — пропал без вести, хорошо, жильем не надо семью обеспечивать, выплаты никакие платить не надо и компенсации тоже.

И мне сейчас больно читать, что некоторые пишут в комментариях, дескать они на кирпичном заводе в Дагестане работать будут, а семья будет навар получать. Прошу вас поменять свое отношение. Уверяю, это исчезающее меньшинство, на уровне статистической погрешности. Основная масса бойцов, пропавших без вести в боевых действиях, погибшие, об этом говорит вся история нашей страны. (А тех, кто мошенничать на этом будет, пусть правоохранители ловят, ведь мошенники они и так найдут, где смошенничать).

По нынешним реалиям, смерть должен констатировать врач, нужно опознание, а нет тела — нет и дела. Вот и до последнего времени к боли о потерянном на войне муже, отце, сыне добавлялась еще и материальная нужда.

В условиях высокой интенсивности боев, к сожалению, проводить идентификацию и достойное захоронения военнослужащих не представляется возможным. Посмотрите на текущую ситуацию на Украине, сколько там без вести пропавших с обеих сторон?

Безусловно, сейчас это сделано для «невернувшихся из отпуска» отпускников на Донбассе. Но это не меняет сути вопроса, что спустя почти 75 лет после начала Великой Отечественной войны (а этой проблеме именно столько лет) наша страна изменила свое отношение к пропавшим без вести солдатам. Вот за это хочется сказать спасибо президенту Владимиру Путину. Вольно или невольно он закрыл большую страницу с не самой приятной для нашей страны историей. Одна из целей поискового движения, возникшего в конце 80-х годов, выполнена. Процесс пошел. На наших глазах меняется отношение к погибшему русскому солдату. И это не только в виде пособий семьям пропавших без вести, выплат компенсаций погибшим.

Я очень надеюсь, что наш старый армейский принцип «Человек говно, и его жизнь ничего не стоит» наконец поменяется. Жизнь начинает чего-то стоить, хотя бы компенсации от государства, которое теперь не будет так бездумно ею распоряжаться. Согласитесь, даже небольшая компенсация лучше, чем ничего.

А Россия (в этом у меня нет никаких сомнений), к сожалению, на нашем веку будет вести еще не одну войну. Страна большая, богатая, врагов хватает. Так что принятый закон положительно аукнется в будущем.

 

Архив Вестник К