После присоединения Крыма в ближайшем окружении Владимира Путина нарастили свое влияние силовики и шеф кремлевской администрации Сергей Иванов, говорится в новом докладе холдинга «Минченко консалтинг» о раскладах в политэлите («Политбюро 2.0»). Статус премьера Дмитрия Медведева в неформальной системе управления, наоборот, значительно понизился, что, по мнению экспертов, позволило Иванову взять реванш за 2007 год.
Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, руководитель администрации президента РФ Сергей Иванов и президент России Владимир Путин (слева направо)
Премьер-министр Дмитрий Медведев перестал быть одним из полюсов ориентации российской политической и бизнес-элиты. К такому выводу пришел коммуникационный холдинг «Минченко консалтинг» в первом в этом году публичном докладе «Политбюро 2.0 и посткрымская история», констатировав демонтаж двухполюсной модели ориентации элитных групп.
Эксперты холдинга в 2012 году впервые описали неформальную систему управления Россией, где основные элитные кланы согласовывают свои интересы и борются за близость к «верховному арбитру» Владимиру Путину. До сих пор ориентация российских элитных групп была биполярной: с одной стороны, полюсом притяжения был лидер условных «силовиков-государственников», президент «Роснефти» Игорь Сечин, с другой – Медведев как лидер «системных либералов».
Теперь, по мнению авторов доклада, ориентация элит распределяется по секторам, где кураторами выступают наиболее сильные игроки: в обороне и ВПК это министр Сергей Шойгу, руководитель администрации Иванов и гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов; во внутренней политике – Иванов и его первый заместитель Вячеслав Володин.
После присоединения Крыма значительно усилил свои позиции Иванов, как и двое других представителей силового блока, Шойгу и Чемезов. Тем не менее Путин не дает силовой корпорации консолидироваться, поэтому невозможно появление «силового вице-премьера», отмечают эксперты.
По мнению одного из авторов доклада Евгения Минченко, произошел ремейк гонки преемников Путина 2006–2007 годов. Тогда руководивший национальными проектами Медведев обошел считавшегося фаворитом Иванова. «Ситуация отразилась зеркально, и состоялся реванш Иванова. Ресурсы в значительной степени перетекли из рук премьер-министра в руки главы президентской администрации», – говорится в исследовании.
Как отмечает Минченко, Иванов усилил влияние именно в тех областях, где в последнее время его потерял Медведев. После того как Иванов начал курировать критически важное украинское направление, его статус возрос. Кроме того, новая роль позволила ему замкнуть многие формальные и неформальные процессы лично на себя. Укрепление ключевых позиций повлекло за собой естественное усиление его имиджевой и информационной активности, сделало символом и выразителем мнения группы «силовиков-государственников».
Зоны влияния и степень близости к Путину политической и деловой элиты
Из доклада «Политбюро 2.0 в посткрымской России» коммуникационного холдинга «Минченко Консалтинг»
Политолог Алексей Макаркин отмечает, что этот процесс начался еще в 2011 году, когда Иванов возглавил президентскую администрацию. А украинский кризис лишил Медведева его основного ресурса – отношений с Западом, говорит он.
Медведев окончательно стал техническим премьером, но это лишь повышает его шансы долго удерживаться на нынешнем посту, делают вывод аналитики. При этом он остается полноправным членом «Политбюро 2.0», в первую очередь, из-за близости к Путину и наличию неформальной договоренности, срок которой еще не истек.
С окончательным демонтажем тандемной схемы управления существенно снизилась роль Сечина как альтернативного Медведеву центра влияния внутри «Политбюро». Соответственно, снизился его символически-имиджевый ресурс и уровень неформального влияния. Окончательный переход Сечина в статус крупного бизнесмена и проведение в 2013 году ряда сделок по поглощению новых активов позволили ему нарастить финансовый ресурс, но параллельно происходило снижение его влияния лично на Путина, а, соответственно, на силовые структуры и элиты, считают авторы исследования.
Растерял прежнее влияние и мэр Москвы Сергей Собянин, тогда как еще в прошлом году, по оценке экспертов, он был потенциальным кандидатом на пост премьера. Слабая избирательная кампания в Москве, итогом которой стали слова Путина об избранном мэре «не Робеспьер», ослабила неформальное влияние, имидж Собянина и удалила от «верховного арбитра». «Собянин выступил как непубличный глава региона, а не как претендент на национальное лидерство», – говорится в докладе. К тому же мэр дистанцировался от «Единой России».
В целом же в посткрымской России возросло как влияние «Политбюро 2.0» в качестве неформального органа власти, так и влияние Путина. Но в дальнейшем эксперты прогнозируют, рост конкуренции за сокращающиеся бюджетные ресурсы страны, и ожидают создания новых коалиций, повышающих политическую выживаемость их участников.
Источник