Аэропорт. Именно так должен называться один из фильмов о войне в Донбассе, который когда-нибудь будет снят. Лет через 5-10 мы наверное увидим этот фильм.
Почему я так думаю? Потому что донецкий аэропорт — это больше, чем просто эпизод войны. Это целый этап войны. Это война в войне. Сражения за аэропорт — это практически сражения за Донецк.
Южный котел — так тоже может называться фильм. Но это будет другой фильм. И в нем отразится лишь малая часть войны 2014 года на юго-востоке Украины. Южный котел — это сражения за контроль над границей, а аэропорт — это сражения за контроль над Донецком. Поэтому через аэропорт так или иначе прошла большая часть войны 2014 года.
Славянск — такой фильм тоже можно снять. Но это тоже будет лишь эпизод войны. Вообще, Славянск — это предыстория. Присказка. Продолжительная и принципиальная, но все же призказка. А вот аэропорт — это уже основная история.
Нигде в Донбассе противостояние не продолжалось дольше, чем в донецком аэропорту. Нигде не было таких продолжительных и одновременно с этим интенсивных боев. Нигде не посеяно столько железа. Разве что на Саур-могиле, хотя тоже вряд ли. Хотя бы потому, что аэропорт намного больше Саур-могилы. И диспетчерская вышка была массивнее, чем стелла. И погибло в аэропорту больше бойцов. И с той и другой стороны.
В аэропорту было все. Наступление, отступление, массированные артобстрелы, погибшие и раненые, брошенные, забытые, эвакуированные. Бойцы и наемники. Ротация. Подкрепление. Оставшиеся после украинской армии трупы, сухие пайки и письма. Надписи на стенах. Мины, снаряды, торчащие из земли неразорвавшиеся ракеты. И политика. Конечно, политика. Политика, из-за которой сначала наступали, потом отступали, давали друг другу выводить раненых и вводить свежие силы, прекращали и возобновляли огонь.
И конечно, обстрелы жилых домов. Как случайные, так и преднамеренные. Одной из ключевых функций аэропорта была корректировка огня, ведущегося по Донецку. Корректировщики располагались на диспетчерской вышке, откуда Донецк просматривался почти целиком. И вот совпадение — вскоре после того, как вышка рухнула, украинские войска оставили аэропорт. Хотя почему совпадение? Без вышки аэропорт потерял ключевую функцию, его удержание стало не только сложным (с вышки также работали снайперы), но и менее значимым.
Правда тут же возникает вопрос — неужели нельзя было обрушить вышку раньше? Сооружение, конечно, основательное, но ополченцы давно уже имели возможность бить по вышке прямой наводкой. Сколько прямых попаданий по несущим опорам могла выдержать вышка? Десять? Двадцать? Сто?
Почему решение обрушить вышку было принято именно сейчас? Потому что переговоры зашли в тупик и украинская армия возобновила интенсивный обстрел Донецка? Или причина в другом?
Или никакого решения не было, а вышка рухнула случайно? В сентябре случайно не рухнула, а в январе случайно рухнула…
Но в фильме, который будет называться Аэропорт, про это наверняка не расскажут. Потому что это будет героическое кино, а не фильм-расследование.
В фильме нам многого не расскажут. О том, почему вообще в течение полугода производился обстрел Донецка. Почему одни стреляли, а другие позволяли стрелять. Почему одни так быстро вошли в аэропорт, а другие потом не могли вернуть его под контроль много месяцев. Южный котел, Саур-могила, Иловайск — там был один разгром украинской армии за другим, а вот аэропорт был словно заколдован. Или заговорен? Или договорен?
Почему в октябре нельзя было взять аэропорт под контроль, в ноябре нельзя, в декабре нельзя, а в январе стало можно? Что изменилось? У армии Новороссии появилось какое-то особое вооружение? Вырос профессионализм? Или случайно рухнула вышка и все дело было в ней? Или все-таки чье-то «нельзя» сменилось на «можно»?
Зато в фильме нам наверняка покажут красивые кадры. Густой туман, в котором проглядывают руины терминалов, подбитая техника, воронки, торчащие из полотна летного поля неразорвавшиеся ракеты.
И руины, руины, руины… где еще можно показать такой пейзаж? Огромное летное поле и ни одного целого здания вокруг. Обрушенные перекрытия, скрученная и местами разорванная арматура. И тишина. Туман и полная безлюдная тишина. Так наверное должен выглядеть мир после армагеддона. Мир, в котором люди истребили сами себя, оставив одни руины и подбитую технику вокруг.
Других таких сцен в этой войне не было и я надеюсь не будет. Во всем мире таких сцен не найти. Поэтому фильм про аэропорт обязательно будет снят.
Аэропорт — не просто эпизод войны. Это этап войны. Это сама война. Война в войне.
Большинство событий, сюжетов, ситуаций войны 2014 года можно найти и показать в аэропорту. И что важно, показать можно как с той, так и с другой стороны.
Вот лично мне хотелось бы увидеть именно это — события с той и с другой стороны. С двух сторон. Честно, насколько это возможно. А самое главное — одинаково честно. Сегодня это нереально, но может быть получится через 5-10 лет. Не знаю, смогут ли снять такой фильм, честный с двух сторон, русские или украинцы, но может быть это сделает кто-то другой — тот, кто сможет посмотреть на эту войну со стороны.
Конечно, многого в фильме не покажут все равно. И не дадут ответы на многие политические вопросы — они останутся закрыты для нас еще много лет. Но может быть мы увидим хотя бы то, что видели простые бойцы, которые так же мало знали о политике, как и мы с вами. Которые просто получили приказ и выполняли его как могли. Наступать, отступать, удерживать позиции, стрелять, не стрелять, пропустить, не пропускать, ни шагу назад, оставить позиции… которые выполняли приказ за приказом, теряли товарищей, кипятили чай, точили сухие пайки и смотрели через прицел… на таких же по сути бойцов, как и они сами — убежденных в своей правоте, в том, что они здесь выполняют свой долг. Впрочем, не все. Еще были наемники. И еще были корректировщики на вышке. Интересно, а как корректировщик понимал свой долг?
Вот поэтому Аэропорт должен быть снят и будет снят. Потому что в нем было все. Не только чувство воинского долга, чувство защитника, солдата, но еще и многие другие чувства. Сомнения. Интересы. Ненависть. Страх. Безысходность. Приказ. Уверенность. И снова долг, только уже с другой стороны.
Вот такой он получился. Аэропорт. Как целая война.
Да это и была война.
Основные события по сути начались именно с аэропорта. Славянск — присказка. Первые крупные потери ополчение понесло именно в аэропорту. И очень может быть, что именно они подтолкнули Стрелкова к решению оставить Славянск. Возможно, Стрелков тогда понял, что в Донецке нет командиров, способных организовать эффективную оборону, а в случае потери Донецка Славянск тоже был бы обречен.
Но так или иначе, все это было далеко не случайно.
Такие ключевые объекты как аэропорт, которые позволяют контролировать Донецк, столицу одной из сторон конфликта, которые позволяют решать, будет ли Донецк очередную ночь спать спокойно или нет — такие объекты не берут и не оставляют просто так. Если кто-то занимает и удерживает такой объект — значит было принято соответствующее решение на самом верху. И если другая сторона позволяет удерживать такой объект и возвращает его под свой контроль не в отябре, не в ноябре, не в декабре, а в январе — значит на это тоже было соответствующее решение на самом верху.
И если в донецком аэропорту падает диспетчерская вышка — значит это кому-нибудь нужно.
Вышка упала. Украинские войска оставили аэропорт.
Этап войны завершен. Впереди другой этап. Можно даже сказать, что одна война завершена и впереди нас ждет уже другая.
Но какой будет война, которая пойдет дальше — мы пока не знаем. Это мы увидим позже. И это будет уже другой, совсем другой фильм.
Источник