В прошлом году на дорогах России погибло 26 963 человека. Это приблизительно в восемь раз больше, чем гибнет в ДТП в Германии, где количество автомобилей даже больше, чем в нашей стране. Но самое интересное, что пару десятилетий назад разрыв между нашими странами по этому страшному показателю был всего лишь трехкратный. За эти годы немцы снизили смертность в автокатастрофах в три раза. У нас она практически не изменилась.
Почему так происходит и почему на дорогах России гибнет так много людей? У нас имеется множество профессоров, экспертов и даже чиновников, занимающихся организацией дорожного движения. А результата нет. Все они находятся на пике своей карьеры, генеральских званий. У них есть достаточное количество ресурсов и полномочий. Существует даже целое ведомство, единственной основной функцией которого является обеспечение безопасности дорожного движения (ГИБДД). Но толку то.
Вот смешной плакат на здании ГИБДД Москвы. Раньше тут была другая надпись: наша главная задача — обеспечить безопасность дорожного движения, но, видимо, слишком оптимистично звучало и плакат сменили.
Очевидно, что ГИБДД не может решить эту задачу. С 1 июня 2014-го года эта структура перестала принимать даже минимальное участие в процессе организации дорожного движения, формально все полномочия перешли к регионам. Однако обеспечение безопасности почему-то выделили в отдельную функцию и оставили за ГИБДД.
Представьте себе, что ваша личная задача обеспечить безопасность на 100 тысячном митинге, но есть одно условие. Вы его не организовываете, а только отвечаете за его безопасность. Но это же невозможно, это же абсурд! Обеспечить безопасность за других людей. В вашем арсенале останется только штрафовать тех, кто вышел за какое-нибудь ограждение или вовремя вызвать скорую. Но предотвратить какое-нибудь ЧП вы будете не в состоянии.
Странно, но эту логику никто не усмотрел и организацию и безопасность именно дорожного движения почему-то разделили. В результате, никто ни за что и не отвечает.
Когда в прошлом году в московском метро в ходе страшной трагедии погибло 24 человека, сразу же последовали организационные выводы: был снят глава столичной подземки. А на московских дорогах ежедневно гибнет несколько людей. За прошлый год только в столице в ДТП погибло 888 человек!. И ни один чиновник или ГАИшник не лишился за это своей должности, даже наказан не был. Странно, нет?
ГИБДД – бессмысленная структура
От кого зависит безопасность дорожного движения? Очевидно, от его участников: от водителей и пешеходов. А от инспектора ГАИ безопасность никак не зависит. ГИБДД никак не может повлиять на участников, только угрозой штрафа. Т.е. чтобы люди боялись. А когда человек чего-то боится, то он фокусируется на предмете страха и другие детали ему становятся не интересны. Это превращается в игру: увернуться от наказания.
Единственное, что может сделать инспектор – это оштрафовать водителя, нарушившего ПДД. В 2014-м году было выписано 72 миллиона штрафов (!). В этом году будет еще больше. ГИБДД считает, что это показатель качественной работы, а я считаю, что это провал.
В такой ситуации у каждого сотрудника и поздраздения ГАИ имеется даже план по поимке нарушителей, который он и выполняет. Его задача заключается не в том, чтобы предотвратить аварию, а в том, чтобы наказать. Да и о какой безопасности может идти речь, если формально растет количество нарушителей? Напротив, уменьшение такого пристального внимания к автоматическим камерам и началу диалога с водительским сообществом — вот дорога, куда надо двигаться.
Что делают эти ГАИшники: повышают безопасность или выполняют план?
Нельзя сказать, что ничего не делается
Существует целая федеральная целевая программа по безопасности дорожного движения. С 2013 по 2020 год на неё выделено аж 32 миллиарда рублей. Между прочим, к 2020-му году, согласно программе, смертность на дорогах должна снизиться на 28.8% (какая точность).
Каким же способом удастся добиться таких замечательных результатов? Вы не поверите, но это сделают с помощью (цитата из отчета за прошлый год ):
Изучения существующих положений и построение научно обоснованных моделей разграничения полномочий (сфер ответственности) органов исполнительной власти различного уровня, органов местного самоуправления.
На эти замечательные цели уже потрачено немало сотен миллионов рублей. Небольшая подборка:
Сначала несколько сот миллионов в «молоко»:
• Создание (модернизация) автоматизированных систем сбора, учета, анализа показателей состояния безопасности дорожного движения (179 млн.рублей)
• Проведение комплексных научных исследований, направленных на создание аналитических методов поддержки принятия решений и управления в сфере безопасности дорожного движения, а также разработка механизмов комплексной оценки и анализа эффективности и результативности текущей и программной деятельности (59.6 млн.рублей)
• Разработка действенных механизмов по привлечению внебюджетных финансовых средств в приоритетные проекты обеспечения безопасности дорожного движения (27.9 млн. рублей).
• Выполнение комплексных научных исследований с применением методов математического анализа в области систематизации и оценки эффективности средств повышения, в том числе разработка типовых решений и макетов для практического внедрения (39 млн.рублей).
Тут мое любимое — пропаганда. Где эти телепередачи и ролики?
• Организация в печатных СМИ тематических рубрик для освещения вопросов по безопасности дорожного движения — (25 млн. рублей)
• Создание пропагандистских телепрограмм для федеральных каналов (72 млн. рублей), (и еще на 36.7 млн.рублей).
• Создание учебно-методических пособий, фильмов и игр для участников дорожного движения разных возрастных категорий (70 млн. рублей)
• Проведение информационно-пропагандистских кампаний, использующих наиболее действенные каналы коммуникаций (38 млн.рублей)
Если вы спросите, а как конкретно повышается безопасность, вот ответ:
• Системы автоматического выявления нарушений правил дорожного движения в Центральном федеральном округе. (56.6 млн.рублей)
• Строительство пешеходных ограждений в Воронежской области в 2014 году (34.5 млн.рублей)
Но есть и практические решения, которые можно потрогать руками. Например, в прошлом году было построено 809 километров пешеходных ограждений. У нас главное и универсальное средство безопасности – это забор (разновидность запретительных мер).
То есть вместо того, чтобы для людей сделать удобный пешеходный переход, принято решение понаделать ограждений. Но если людям надо перейти проезжую часть именно в этом месте, они сделают это несмотря ни на какой забор.
Аналогично и с автомобилистами. Если им надо именно в этом месте совершить левый поворот или разворот, то они будут это делать, несмотря на двойную сплошную. Но вместо того чтобы его организовать, ГИБДД устроит засаду.
Выход есть!
У некоторых читателей могло сложиться впечатление, что для повышения безопасности дорожного движения ничего нельзя сделать. На самом деле надо менять концепцию и подходы к дорожному движению. Во главу угла надо ставить не безопасность, а удобство. Если движение станет удобным и комфортным, оно автоматически станет и безопасным. Просто не надо будет нарушать ПДД. Зачем, если удобно перейти дорогу по правилам. А если автомобилисту разрешить ездить по дорогам с комфортной скоростью, то он не будет её превышать.
Удобство — начало безопасности. Вот это и надо добавлять во все федеральные программы. И пока мы этого не сделаем, то не сможем догнать по уровню безопасности на дорогах Германию, даже, если она остановится и подождет нас. Мы просто идем не в ту сторону.
Источник