Блэкаут в Крыму: сколько он продлится и во что обойдется энергонезависимость полуострова от Украины. Чиновники и энергетики расходятся в оценках.
МЧС освещает световыми вышками Керчь
Оптимизм в кабинетах
Скоро месяц как Крымский полуостров живет в режиме веерных отключений электроэнергии. Первая нить энергомоста, запущенная 2 декабря Владимиром Путиным, стабилизировала ситуацию: не осталось населенных пунктов, куда электричество не поступает совсем. На большей части полуострова люди получают электроэнергию в режиме 2 часа через 6.
Сроки запуска второй нити энергомоста четко не обозначены: президент попросил управиться к 15 декабря, энергетики говорят о 20-х числах, а премьер Крыма Сергей Аксенов в интервью РСН высказался неожиданно: «В Новый год мы будем со светом, как положено».
Премьер Крыма вообще большой оптимист. 8 декабря пресс-служба Совмина распространила следующее его заявление: «Крым близок к полной энергонезависимости от Украины. В ближайшие дни, думаю, у нас будут положительные изменения. Уверен, что будем иметь возможность пользоваться нашей родной электроэнергией. А если Минэнерго РФ сочтёт необходимым и посчитает целесообразным, то будут заключены договоры».
Оптимизм главы Крыма разделяет министр энергетики РФ Александр Новак. Вот выдержка из его доклада президенту Путину: «В настоящее время мы имеем общий объем установленной мощности в Крыму порядка 900 МВт, что обеспечивает подключения всех потребителей, но это днем. А во время утреннего и вечернего максимума мы испытываем дефицит электроэнергии порядка 200 МВт, то есть около 20%. Дополнительные 200 МВт мощности будут получены после запуска второй цепи первой очереди энергомоста. Работу планируется завершить до 15 декабря. Мы получим примерно 96% от общей потребности».
Реагируя на слова Новака, многие крымчане говорили, что не понимают, откуда взяты цифры: собственная генерация Крыма, по официальным данным, составляет 320 мВт, еще 200 мВт дал энергомост и 160 мВт подключенная Украиной линия «Каховка—Титан». Но откуда взялась цифра 900 мВт? До нее не хватает целых 220 мВт.
В пресс-службе Минэнерго «Новой газете» пояснили: дефицит помимо указанных министром источников (собственная генерация, энергомост и Украина) восполняется за счет работы мобильных газотурбинных электростанций и возобновляемых источников энергии.
В связи с этим любопытен тот факт, что уволенный после блэкаута министр энергетики Крыма Сергей Егоров еще 22 ноября заявлял, что альтернативные источники энергии в Крыму зимой неэффективны: «Ветра мало, и солнца практически нет».
В любом случае, если республика, по словам министра Новака, уже обеспечена электроэнергией на 80%, остается открытым вопрос: почему без света крымчане проводят больше времени, чем с ним?
Блэкаут на годы
Оптимизм крымских и федеральных чиновников не разделяют энергетики.
Вадим Александров, технический директор «Энергосервис «Синтур-РК», работает в Крыму 20 лет. Он занимался модернизацией газотранспортной системы полуострова, Севастопольской и Сакской ТЭЦ.
— Режим блэкаута сохранится до 2018—2019 года, — уверен Александров. — Основная причина — в изношенности объектов крымской энергосистемы. Вот пример: Украина в ночь на 8 декабря дала напряжение на линии «Каховка—Титан», а в результате западная часть Крыма осталась вообще без света, потому что на «Титане» произошла поломка из-за поданного через большой промежуток времени (перерыв 17 дней. — И.Ж.) существенного объема электроэнергии. Комплексной модернизации энергосистемы Крыма за 25 лет ни разу не проводилось, были только локальные работы. А чтобы перестроить энергосистему и сделать ее действительно безопасной и независимой, нужна именно комплексная модернизация.
С данными Минэнерго о 80% обеспеченности Крыма электроэнергией Александров не спорит, но замечает, что во многом эта цифра получена за счет завезенных на полуостров дизель-генераторов и поставок электроэнергии с Украины, что не гарантирует энергобезопасности полуострова.
Не способна крымская инфраструктура в ее сегодняшнем виде и к распределению обещанных Москвой объемов электроэнергии.
— В июне 2016 года на полуостров должны дать 800 мВт, но мы не сможем доставить их в центральный и западный Крым: из Керчи в Симферополь и Джанкой идут всего две линии, по 220 и 110 МВт соответственно, — говорит Александров.
Энергетик, кроме того, отмечает, что Южный федеральный округ (ЮФО), с территории которого предполагается наладить поставки электроэнергии в Крым, тоже испытывает дефицит — 2,4 гВт.
— Соответственно, параллельно с Крымом нужно модернизировать и энергетику ЮФО, иначе мы получим сразу два проблемных региона: зависимый Крым и ЮФО — с огромным дефицитом.
И здесь, по словам Александрова, кроется еще одна проблема: в Федеральной целевой программе развития полуострова до 2020 года (ФПЦ) говорится о строительстве объектов энергетической инфраструктуры, но нет рабочих проектов.
— Крым получил 15 млрд рублей из федерального бюджета на реализацию ФЦП, но почти все деньги отправил обратно в Москву. Нет ни одного рабочего проекта: ни по ЖКХ, ни по энергетике, — подчеркивает Александров.
Еще деталь: для эффективной и устойчивой работы ТЭЦ нужен газ. Ветка «Уренгой—Помары—Ужгород», которая обеспечивала две трети потребностей Крыма в голубом топливе, сейчас перекрыта. По официальным данным, в 2014 году «Черноморнефтегаз» добыл 1,915 млрд кубометров газа, а потребили крымчане 1,635 млрд.
— Вроде бы профицит и беспокоиться не о чем, — говорит Вадим Александров. — Но 1 октября на конференции в Ялте я задаю вопрос человеку из Министерства топлива: «А вы посчитали сюда Севастополь?» Этот город потребляет 430 млн кубов. А он мне отвечает: «При чем здесь Севастополь?»
В настоящий момент, по словам Александрова, проектируется газопровод высокого давления Краснодар—Севастополь, но он может быть запущен лишь к 2018 году.
Котельная в Керчи
Цена вопроса
В Министерстве энергетики РФ на вопрос «Новой газеты» о стоимости диверсификации энергоснабжения Крыма ответили, что окончательной сметой пока не располагают, пообещав познакомить с ней в ближайшее время. Ранее в ведомстве оценили стоимость строительства двух ниток энергомоста в 47,3 млрд рублей (около $700 млн).
При этом для удовлетворения потребности Крыма и компенсации дефицита электроэнергии в ЮФО необходимо примерно 1350 мВт. Сейчас выработку электроэнергии увеличила Ростовская АЭС, но в перспективе планируется покрывать потребность за счет других объектов: к 2018 году на Тамани должны построить четыре парогазовые установки мощностью 940 мВт, а мощности самого Крыма планируется довести до 1 гВт (сейчас 320 мВт).
По оценке аналитика Renaissance Capital Владимира Скляра, строительство станций на Тамани обойдется в $1,1—1,4 млрд. Вкупе со стоимостью энергомоста получается, что за энергобезопасность Крыма Россия заплатит почти $2 млрд. При этом неизвестна стоимость работ в самом Крыму, так как (на это указывал Вадим Александров) нет рабочих проектов.
Сам Александров цену крымской энергонезависимости называть не стал, но подтвердил, что проект дорогостоящий: «Опираясь на европейский опыт, могу сказать, что производство, генерация и распределение 1 кВт стоит порядка $1500».
Иван Жилин, Корреспондент
Источник