Досуг Общество Легенды и Мифы Живой мир Игры МАГАЗИН ДЛЯ ВСЕХ

Новое на сайте

Главная » Общество » 75% россиян считают, что в российском кризисе виноват Запад

75% россиян считают, что в российском кризисе виноват Запад

За последний год более 60% россиян отметили ухудшение как своего экономического положения, так и ситуации в стране. Но 75% из них вину за это возложили на «силы из-за границы». Внешний враг становится в массовом сознании главной негативной силой и аккумулирует на себе возможное недовольство. Однако жертвовать чем-либо ради победы над врагом готовы только 38% россиян.

В октябре 2014 года Институт социологии РАН приступил к реализации крупного научного проекта – мониторингу настроений россиян. Последняя волна исследования была завершена в октябре 2015 года. Год наблюдений социологов показал, что кризис серьёзно задел большинство россиян, но пока у них есть надежда, что через год ситуация начнёт исправляться к лучшему.

Данные мониторинга представлены в сборнике Института социологии РАН «Российское общество: год в условиях кризиса и санкций». Мы приводим основные положения доклада, касающиеся самоощущений россиян во время кризиса.

Основные потери последнего года для нашего общества россияне видят прежде всего в снижении уровня жизни населения и общеэкономическом спаде, ухудшении положения дел с занятостью и возможностями зарабатывать (51–63% отмечают ухудшение ситуации в этих областях), а также в сфере здравоохранения, жилищной ситуации, ситуации с коррупцией (33–38%). Они фиксируют также изменения в фундаментальных основах жизни общества, в общем социальном порядке, отмечая ухудшение ситуации в сфере морали и социальной справедливости (35–36%).

В отношении того, как изменились за последний год международные позиции России, общество разделилось на три примерно равных сегмента – отмечающих улучшение, ухудшение либо неизменность ситуации. Для россиян очевидно, что сегодня меняется не только страна, но и весь мир, Россия в этом новом мире должна обрести свое новое место, однако до успеха ещё далеко.

Если ещё два года назад главными для россиян были внутренние угрозы, то в настоящее время фокус сместился на угрозы, источник которых лежит по другую сторону границы (75%). Лишь 24% населения считают, что главные источники возможных негативных сценариев для России следует искать внутри неё самой. Такое трехкратное преобладание значимости внешних угроз над внутренними является общим для самых разных социальных групп и слоев; традиционные линии размежевания (возраст, уровень материальной обеспеченности, национальность и т.д.) не выявляют здесь никаких «особых мнений». Это позволяет говорить о наличии общего для большинства населения, в том числе для разных его групп и слоёв, видения ситуации в стране как зависящей от внешних источников угрозы её благополучию.

Видение основного источника угрозы для страны за её рубежами усугубляется представлением большинства россиян о ситуации в мире как неспокойной и нестабильной (55%). Около трети их и вовсе полагает, что мир находится сегодня в состоянии глубокого кризиса либо даже стоит на пороге катастрофы. Причём степень катастрофичности массового восприятия ситуации за последний год заметно выросла – и это до самых последних событий, связанных с активизацией военных действий в Сирии, терактов в Париже.

Смещение «центра тяжести» в оценке актуальных рисков за границы страны отчасти снижает градус социального напряжения, которое вызывает экономический кризис. Внешний враг становится в массовом сознании главной негативной силой и аккумулирует на себе возможное недовольство; общество адаптируется к экономическими трудностям, опираясь на известную формулу «лишь бы не было войны». Ресурс этой формулы будет довольно велик, и россияне, во всяком случае в ближайшей перспективе, по-прежнему будут оказывать поддержку нынешнему политическому курсу руководства страны, даже несмотря на кризис.

В настоящее время отчетливо видно, что кризис 2014–2015 годов, хотя и понизил планку социально-психологического состояния россиян, но катастрофой для них к настоящему моменту не стал. Первый стресс прошёл, население стало привыкать к новой ситуации, и произошло уменьшение распространённости таких чувств как раздражённость, озлобленность, агрессия, тревога и страх. Однако снижение озлобленности сопровождалось ростом апатии и безразличия. В то же время социально-психологическое состояние ближайшего окружения опрошенных россиян, судя по их оценкам, по-прежнему ухудшается и среди них растёт распространённость таких негативных социально-психологических состояний как раздражение и озлобленность (рост на 10% – более чем в полтора раза). Видимо то, что самому человеку кажется апатией, по его окружению зачастую воспринимается как раздражение и озлобленность.

В то же время и сейчас многие россияне продолжают сохранять оптимизм. Это ещё одно свидетельство того, что они не воспринимают нынешний кризис как нечто катастрофическое, ожидая улучшения своей жизненной ситуации уже в ближайший год.

Вместе с тем, с учетом как переживаемых населением экономических трудностей, так и постепенно спадающей эйфории от воссоединения России с Крымом не удивительно, что в массе своей россияне не готовы поддерживать меры по возрождению мощи страны, если эти меры будут связаны с дальнейшим падением уровня жизни её населения. Тем не менее, готовность 38% граждан, пусть и с оговорками, поддержать такие меры даже в условиях кризиса – очень высокий показатель.

Россияне осенью 2015 года заметно чаще, чем год назад, были не готовы поддержать меры, способные повлечь за собой падение уровня жизни населения (62% против 56%). Обращает на себя внимание также незначительность доли тех, кто готов безусловно поддержать эти меры, а также заметно большая (и возросшая за последний год) доля тех, кто однозначно не готов к этому (23% против 18%). В итоге, если в октябре 2014 года соотношение готовых и не готовых поддержать такого рода меры составляло 44:56, то в настоящий момент оно стало выглядеть уже как 38:62, и позиции россиян в данном вопросе стали гораздо более однозначными.

За прошедший год готовность россиян к конкретным жертвам ради укрепления положения страны на международной арене, хотя и ненамного, но сократилась практически по всем позициям. Прежде всего это касается неготовности отказаться от свободного пользования Интернетом и некоторыми социальными сетями (на 7%) и от произведённых на Западе товаров длительного пользования (на 6%).

Если старшие поколения воспитывались в убеждении, что важные для общества цели обладают приоритетом по отношению к личному благополучию отдельного человека, то молодёжь и на нормативном уровне, без привязки к какой бы то ни было сегодняшней конкретике, в 75% случаев прямо говорит о том, что она не готова жертвовать личным благополучием даже ради важных общезначимых целей.

Резюмируя эти данные, можно сделать краткий вывод. У власти есть год-полтора, в течение которых россияне будут терпеть экономический кризис, возлагая вину за него на «козни Запада». Но подавляющее число россиян не готово жертвовать чем-либо за преодоление кризиса. Если за эти год-полтора существенно не вырастут цены на нефть, власть неизбежно столкнётся с тем, что апатия большинства наших граждан будет сменяться раздражением и перенесением вины за кризис с Запада на правящие российские верхи.

Источник

 

Архив Вестник К