Уровень доверия российским властям возвращается к докрымскому уровню: эйфория от внешнеполитических побед уступает медленному осознанию кризиса. Правительство и премьер-министр планомерно теряют очки в глазах общества, даже рейтинг Владимира Путина начинает снижаться. Все больше людей считают, что в стране стагнация, все меньше верят, что мы движемся в правильном направлении. Дальше будет хуже, уверены эксперты.
Судя по мартовскому опросу «Левада-центра», у россиян прибавилось претензий к властям: количество граждан, считающих, что власти не выполняют своих обязанностей перед обществом, за год выросло с 28 до 39%. Только 18% считают, что государство выполняет свои обязательства (по сравнению с 24% в прошлом году). При этом 49% считают, что граждане выполняют свои обязанности по отношению к государству — этот показатель за год существенно не изменился.
Количество тех, кто наблюдает в стране стабильное развитие, упало ниже статистической погрешности: 2%. В два раза больше стало тех, кто видит признаки стагнации (14%) и нарастающего хаоса (16%). Число людей, полагающих, что страна столкнулась с временными трудностями, снизилось с 50 до 41%. При этом половина россиян верят в то, что дела в стране идут в верном направлении, — это меньше, чем в 2014 году (60%) и в 2015-м (57%).
Рейтинг Владимира Путина по-прежнему высок: за год доверие к нему снизилось с 83 до 73%, но это все еще выше, чем в докрымском 2013 году (57%) и в марте 2014 года (71%). Меньше россиян стали считать Путина опытным и решительным государственным деятелем, зато выросло количество одобряющих его внешнюю политику. При этом, по данным «Левада-центра», количество сторонников нового срока Путина за год увеличилось с 57 до 65%.
Рейтинг премьер-министра и правительства ощутимо ниже президентского: если работу Владимира Путина одобряют 82%, и это самый высокий показатель за последние 15 лет, то работой Дмитрия Медведева довольны 53% — с 2012 года рейтинг премьера продолжает падать. Работу правительства в целом одобряют и того меньше: 48% россиян, то есть меньше, чем в 2015 и 2014 годах.
Из различных исследований, опубликованных социологическими службами за последние несколько месяцев, видно, что основной фактор недовольства жизнью для россиян — высокие цены и бедность. Причину чаще всего видят в мировой экономической конъюнктуре, ценах на нефть — в проблемах, на которые трудно влиять и за которые нельзя возложить ответственность целиком на государство. «Частично власть разгрузила себя от ответственности: за проблемы отвечают и власти, и цены на нефть, и санкции, — считает Денис Волков, ведущий социолог «Левада-центра». — Но люди не до конца еще прочувствовали кризис — пока для большинства он не имеет драматического эффекта. Уже начали ужиматься, экономить, но резкого падения уровня жизни еще нет».
Россиян, которые одобряют работу президента и правительства, заметно больше, чем тех, кто считает, что власти справляются со своими обязательствами. Денис Волков считает, что это — проблема нашей политической культуры, в которой между низкой оценкой власти и политическими выводами всегда есть зазор: это одобрение от безысходности. «В более открытой стране, где есть политическая конкуренция, связь между этими показателями была бы более однозначная. А у нас есть фраза «если не Путин, то кто». Высокое одобрение не означает большой любви.
Политолог Василий Жарков, заведующий кафедрой политологии Московской высшей школы социальных и экономических наук (Шанинка), согласен: «Социологические опросы — это инструмент, который работает только в свободном демократическом обществе. Судьба Путина и Медведева не зависит ни от выборов, ни от результатов опроса. Некоторые пытаются использовать опросы, чтобы понять, есть ли кредит доверия власти. Ну а если его нет, то что? Люди могут изменить свою позицию в одночасье — они все равно ничего не собираются предпринимать. Кроме того, из этого опроса непонятно, какие власти имеются в виду. Всегда принято винить абстрактные власти, но президент олицетворяет собой защиту и покровительство».
Тем не менее если считать, что опросы в какой-то мере отражают настроения в стране, то очевидно, что сейчас все рейтинги, даже Владимира Путина, понемногу пошли вниз, говорит Денис Волков. Дело в том, что анестезирующий эффект присоединения Крыма перестает действовать, а симптомы кризиса, наоборот, нарастают. «В марте-апреле все рейтинги вернулись к состоянию февраля 2014 года, докрымским, — говорит Волков. — Они выросли после присоединения Крыма на волне эйфории: было ощущение, что Россия великая держава, и это было некоторой компенсацией общей неудовлетворенности. Выросло все, даже позитивное отношение к бюрократии. А закончился этот эффект в апреле 2016 года. Дальше можно ожидать падения. Президентский рейтинг еще держится, но тоже медленно идет вниз. Пять лет назад, первые два срока Владимира Путина, ответственность с него снималась. Сначала была формула «хороший царь, плохие бояре», потом — «Путин отвечает за все хорошее, Медведев — за все плохое». Сейчас уже Путин отвечает и за плохое, но он Россию вытаскивает, не может со всем справиться. Его кредит доверия пока действует как некоторое алиби».
Источник