Генпрокуратура направила запрос в компанию «Аэрофлот» с просьбой предоставить информацию о «каких-либо противоправных действиях, совершенных Алексеем Навальным». Обращение, которое есть в распоряжении РБК, подписано 28 апреля 2016 года заместителем генерального прокурора Александром Буксманом.
«Кроме того, прошу сообщить, поступали ли от названного лица жалобы, обращения, в том числе из правоохранительных органов, на действия акционерного общества, включая оспаривание корпоративных процедур, а также обжаловались ли принятые решения в судебном или ином порядке?» — говорится в запросе.
Как отметил Буксман, интересующие Генпрокуратуру сведения должны быть предоставлены как можно быстрее, поскольку проверка проводится в ограниченные сроки.
Аналогичный документ был направлен в «Роснефть», рассказал РБК источник, близкий к правоохранительным органам.
Представитель Генпрокуратуры Александр Куренной не ответил на звонок РБК. В пресс-службе ведомства не смогли отреагировать на запрос, направленный днем 11 мая. Пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев отказался прокомментировать, приходил ли в компанию запрос из Генпрокуратуры по поводу деятельности Алексея Навального. РБК также ожидает ответ от представителей «Аэрофлота».
Собеседник РБК в Генпрокуратуре подтвердил подлинность запросов и уточнил, что такие же обращения были направлены «во множество других компаний». Другой источник РБК в надзорном ведомстве уточнил, что прокуроров интересует, например, не пытался ли Навальный захватить все акции «Аэрофлота» и стать контрольным акционером компании.
Алексей Навальный в разговоре с РБК предположил, что сейчас Генпрокуратура обратилась во все компании, где он когда-либо был миноритарным акционером: это «Роснефть», ВТБ, «Транснефть», «Газпром», «Сургутнефтегаз» и все структуры, ранее входившие в российское открытое акционерное общество энергетики и электрификации «ЕЭС России».
Во второй половине 2000 годов Навальный занимался «инвест-активизмом»: он покупал небольшие пакеты акций крупных компаний и затем на правах миноритария требовал от руководства раскрыть информацию о деятельности менеджмента, от которой могли зависеть доходы акционеров. С февраля 2012 года по февраль 2013 года Навальный входил в совет директоров «Аэрофлота».
Навальный рассказал, что ожидал подобного развития событий в связи с тем, что его жалобы на приговоры по уголовным делам «Ив Роше» и «Кировлесу» успешно рассматриваются Европейским судом: ЕСПЧ присудил компенсацию по «Кировлесу» и коммуницировал жалобу по «Ив Роше».
«Им нужно, чтобы я был осужден по уголовной статье, потому что только это мешает мне участвовать в выборах, в том числе и в президентских в 2018 году. Если решения по «Кировлесу» и «Ив Роше» будут отменены из-за позиции Страсбургского суда, то власти потребуется новое уголовное дело в отношении меня», — отметил Навальный.
Он напомнил, что еще до начала расследования «дела «Кировлеса» СКР рассылал запросы в регионы и тоже просил предоставить сведения о возможных неправомерных действиях оппозиционера.
Адвокат Александр Добровинский в разговоре с РБК отметил, что нарушений, которые надеется найти Генпрокуратура, может быть масса: от фальсификации итогов голосований по различным вопросам до неправомерного приобретения акций.
В 2008–2009 годах Навальный проиграл иски с требованием раскрыть информацию, поданные к «Роснефти» и «Сургутнефтегазу» и «Транснефти». По заявлению Навального было возбуждено дело против менеджеров «Межрегионгаза» в связи с нанесением ущерба компании при продаже газа посредникам. Тогда вскрылись детали убыточной покупки буровых установок «ВТБ-лизинг».
В феврале 2011 года Арбитражный суд Москвы удовлетворил иск Навального к «Транснефти» и обязал компанию предоставить ему протоколы совета директоров за 2009–2010 годы. В том же году суд обязал «Роснефть» предоставить Навальному интересующие его материалы. При этом инстанция определила, что компания имеет право не предоставлять миноритарию конфиденциальные данные. Степень секретности «Роснефть» должна была определить сама.
В «Роснефти» тогда заявляли, что Навальный — недобросовестный акционер и злоупотребляет своим положением, добиваясь получения материалов совета директоров компании.
Источник