Многострадальный футбольный стадион опять дорожает: сегодня, 1 июня, петербургское Законодательное собрание будет одобрять поправку в городской бюджет 2016 года, увеличивающую расходы на строительство как минимум на 4,4 (а как максимум — почти на шесть) млрд рублей. В дополнение к нынешним 34,9 млрд, которые значатся в бюджете и делают стадион самым дорогим в России и одним из самых дорогих в мире даже по сегодняшнему курсу доллара.
Сомнений в том, что поправку (несмотря на возражения оппозиции) примут, нет: строительство стадиона, как часть проведения футбольного ЧМ-2018, объявлено важнейшей политической задачей.
Волшебные слова «прибавить бы надо» из уст питерских чиновников, отвечающих за строительство стадиона, прозвучали еще в январе.
Курс рубля не требует комментариев, часть оборудования стадиона — импортная, государственная экспертиза проводилась в 2010 году, к строительству ни разу не применялись утвержденные правительством России положения об индексировании расценок по мере инфляции…
Однако на мои вопросы о «масштабах бедствия» в комитете по строительству отвечали: доля импортных материалов очень невелика и дополнительное финансирование, скорее всего, составит несколько сотен миллионов рублей. Может быть, полмиллиарда.
По прошествии четырех месяцев выяснилось, что требуется не полмиллиарда, а на порядок больше. Причем без каких-либо подробных обоснований: подорожало — дайте денег. Глава комитета по строительству Сергей Морозов говорит: стадион «является уникальным объектом, не имеющим аналогов в мире», а потому точно рассчитать смету строительства заранее сложно. И что «по двум госконтрактам происходит удорожание сметной стоимости: это дополнительные работы и применение индивидуальных индексов». Имеются в виду контракты на строительство непосредственно стадиона — сумму просят увеличить на 2,4 млрд рублей, и на возведение так называемой «входной группы» (в том числе речь идет о парковках вокруг стадиона и о благоустройстве территории) — увеличение на 2 млрд рублей.
Бюджетно-финансовый комитет городского парламента этими объяснениями удовлетворился: восемь из десяти присутствовавших членов комитета проголосовали «за». И согласились внести на заседание ЗАКСа 1 июня соответствующую поправку от имени комитета. Заметим: губернатор точно так же имеет право подавать поправки — но вносить предложение об увеличении сметы на строительство Смольный не стал. Маленькая хитрость расшифровывается просто: если что, в исполнительной власти разведут руками и скажут «ну это же депутаты предложили». Плавали, знаем — подобные маневры проделываются уже не в первый раз, когда городскому правительству надо провести что-нибудь непопулярное. Более того, упорно говорят, что еще 1,5 млрд рублей могут попросить выделить прямо «с голоса» на сегодняшнем пленарном заседании — по предложению кого-либо из депутатов…
Понять чиновников можно — трудно будет понять большинство моих коллег по парламенту, которые согласятся взять на себя ответственность за новое подорожание «стройки века». Сняв при этом деньги со строительства метро, строительства дорог и некоторых других статей расходов. Притом что городское правительство постоянно говорит о существенной нехватке денег на указанные цели.
Денег, впрочем, как уже сказано, велено не жалеть. И так-то приехавшая в город на Неве комиссия ФИФА «выразила обеспокоенность в связи с некоторыми аспектами строительства стадиона в Санкт-Петербурге и подчеркнула необходимость более тщательной координации проекта». На сайте ФИФА сообщается, что «по итогам посещения арены представители городских властей вновь заверили, что строительные работы завершатся в конце декабря текущего года» и что «в ближайшие две недели ФИФА рассчитывает получить комментарии от городских властей по ключевым проблемным вопросам».
Вице-губернатор Игорь Албин, курирующий строительство стадиона (и начинающий там практически каждый рабочий день), настроен оптимистично и говорит, что оценивает «как высокую степень готовности стадиона к главным спортивным мероприятиям 2017 и 2018 годов». Что «в конце мая стадион кардинально преобразится, потому что будет максимальное число работающих и максимальный объем общестроительных работ», и что «как и обещал Губернатор Георгий Сергеевич Полтавченко, в сентябре мы сможем провести первый тестовый матч на стадионе, а все работы будут завершены осенью текущего года». Комитет по строительству, в свою очередь, публикует официальные данные о готовности стадиона, оценивая ее в 85% на 27 мая 2016 года (на 18 декабря 2015 года было 80%).
Хотелось бы надеяться, что в сентябре действительно можно будет провести «тестовый матч», но получится ли это — сказать сложно, ведь все ранее называвшиеся сроки неизменно срывались.
Напомним: в августе 2007 года губернатор Валентина Матвиенко обещала, что в марте 2009 года «Зенит» проведет на новом стадионе первый матч нового сезона. В апреле 2008 года сроком окончания строительства стали называть 2010 год. Затем 2011 год. Затем 2013 год. Затем конец 2014 года. Затем конец 2015 года. Затем (такой срок назывался в ноябре 2015 года) — 27 мая 2016 года, к Дню города. Теперь еще одна подвижка — на осень 2016 года…
Параллельно с увеличением сроков росла и стоимость стадиона: 6,7 млрд рублей (начальные оценки в 2006 году), 14,4 млрд рублей, 23,8 млрд рублей, 34,9 млрд рублей (плюс еще отдельно 3,1 млрд рублей на упомянутую «входную группу»). Теперь, если добавят по максимуму, общие расходы будут доведены до 44 млрд рублей.
Не многовато ли? Даже если пересчитать на сегодняшний курс, получается около 670 млн долларов. При этом мюнхенская «Альянс Арена», равная по вместимости планируемому питерскому стадиону, обошлась в 470 миллионов долларов, а такой же стадион в Стокгольме и вовсе стоит около 170 млн долларов (причем у него тоже имеется раздвижная крыша, хотя и нет выдвижного поля)…
Понятно, что достраивать стадион в Петербурге в любом случае надо — чемпионат мира не за горами (а в 2017 году на этом стадионе должны пройти еще и матчи Кубка конфедераций). Но так же понятно, что нынешней «прибавки» могло не понадобиться, если бы при строительстве меньше воровали.
В мае 2016 года в Петербурге прошла серия обысков в связи с возможным хищением 74 млн рублей при оборудовании стадиона. Речь, как сообщала пресс-служба Смольного, шла о подозрениях на «факты мошенничества и хищения бюджетных средств» по нескольким «проблемным компаниям-субподрядчикам», работавшим на стадионе. В том числе о компании, отвечавшей за подсветку.
Между тем еще три года назад при проверке Счетной палаты РФ совместно с питерской Контрольно-счетной палатой (об этом тогда рассказывала «Новая газета») было установлено, что из общего объема выделенных к началу 2013 года средств — 14,5 млрд рублей — «необоснованно затраченных» (читай: разворованных) денег оказалось 6,6 млрд рублей — почти половина выделенного из бюджета. Сюда вошли заключение госконтрактов лицами, не имевшими на это полномочий, завышение стоимости работ, «необоснованное авансирование» и так далее.
Я обратился в Следственный комитет, прося о проверке и возбуждении уголовных дел. Дело возбудили только одно — о мошенничестве, причем на сравнительно небольшую по сравнению с приведенной выше (около 400 млн рублей) сумму. Да и то через два года закрыли по сроку давности. В итоге никто так и не ответил ни за одну уворованную копейку. А теперь из бюджета города просят выделить сумму меньшую, чем было «необоснованно затрачено» на строительство. Что, конечно, проще, чем искать нарушителей, наказывать их и пытаться вернуть деньги в бюджет.
И последнее. Так и остался нерешенным вопрос, который я ставил много раз: почему Петербург несет полностью бремя расходов на строительство стадиона? Почему за него ничего не платит ни «Газпром» (владелец «Зенита», который будет пользоваться стадионом для своих матчей), ни федеральный бюджет (Петербург — единственный город в России, из всех, где запланированы матчи ЧМ-2018, не получающий на строительство стадионов ни рубля от «центра»)? Почему городское правительство (куда я не раз обращался) даже не захотело ставить этот вопрос перед «Газпромом» и федеральным центром? Постеснялось?
В результате стадион строится исключительно на городские деньги, которых уходит все больше и больше. Сэкономят на метро, на дорогах, на капитальном ремонте жилья, но достраивать знаковый объект будут любой ценой. И за ней не постоят: футбольный чемпионат все спишет.
Источник