В последние дни первополосными в Швеции стали новости военные и шпионские. И те, и другие связаны с Россией…
Шведские десантники
Поначалу стало известно о том, что на острове Готланд верховное командование неожиданно приказало разместить мотострелковую роту, причем на основе постоянного дислоцирования. На шведском острове, обходившемся без постоянного патрулирования последние одиннадцать лет, вдруг появились военные, и произошло это на полгода раньше запланированного парламентом срока. «В связи с ухудшением обстановки», – сухо объяснил свое решение верховный главнокомандующий вооруженными силами Швеции Микаэль Бюден.
Несколько дней спустя газета Dagens Nyheter, ссылаясь на свои источники в разведке, сообщила, что решение о ремилитаризации Готланда было принято в связи со «сверхсекретными данными, меняющими картину национальной безопасности страны». И эти данные связаны с военной угрозой со стороны России.
В связи с ухудшением обстановки и сверхсекретными данными, меняющими картину безопасности страны
Несмотря на заверения министра обороны Петера Хульквиста и премьер-министра Стефана Лёфгрена в том, что никакой серьезной военной опасности со стороны России не существует, русских шпионов журналисты вдруг стали обнаруживать по всему королевству.
В северном городе Лулео, вблизи которого в прошлом году проходили маневры Arctic Challenge Exercise с участием стран НАТО, некие россияне якобы угрожали какому-то натовскому офицеру, демонстрируя фотографию его семьи. Вербовка происходила в пивном баре.
На юге страны, в районе авиабазы Хагсхульт, где недавно прошли международные учения International Bison Counter, в непосредственной близости от летного поля были, оказывается, замечены автомашины с иностранными регистрационными номерами, что дало местным жителям основания судачить о вылазке шпионов – само собой, русских.
И еще сразу вспомнили, что не так давно жителей военно-стратегического региона Юг, охватывающего губернии Сконе, Блекинге, Кроноберг, Кальмар, Йончопинг и Эстрётланд (то есть почти полстраны), местные власти, военные и полиция безопасности SÄPO попросили быть предельно внимательными и в случае чего немедленно сообщать о подозрительных гражданах или автотранспорте «куда надо». У «куда надо» появился электронный адрес и круглосуточный телефон горячей линии, ведущей в местное военное командование.
А буквально накануне в Швеции разгорелся политический скандал из-за Александра Фридбака, выходца из России, секретаря в правительственной канцелярии от националистической партии «Демократы Швеции». Некоторые эксперты считают его политически неблагонадежным.
Стоит ли за всем этим что-либо серьезное?
При каждом всплеске интереса или тревоги в связи с появлением в Швеции шпионов и лазутчиков (или подозрениями на этот счет) официальная российская пресса отделывается шуточками по поводу шпиономании шведов. Но стоит вспомнить, что секретные службы в Швеции возникли в 70-е годы XVIII века при короле Густаве III как ответ на шпионские поползновения именно со стороны России. Нынешние российские власти, как в прошлом советские, отвергают обвинения в разведдеятельности на территории королевства, мотивируя это тем, что Швеция не занимает заметного места в списке геополитических интересов России. Однако многочисленные воздушные провокации в регионе Балтики в последнее время непосредственно затрагивают и Швецию, которая традиционно ждет угрозы с востока, несмотря на официально декларируемую политику неприсоединения к военным альянсам.
Переброска военной техники на остров Готланд, сентябрь 2016 года
Немного истории. Советский Союз всегда расценивал Швецию как сопредельное (по морю) недружественное государство – со всеми вытекающими последствиями. В 1952 году советский самолет сбил над нейтральными водами Балтики шведский самолет-разведчик DC-3. А в 1971 году бывший министр обороны Швеции Свен Андерсон, по его воспоминаниям, был с визитом в Москве, где выступил перед собравшимися военными и дипломатами с речью как раз на предмет шведского нейтралитета. Присутствовавший при этом начальник главного политуправления Советской армии и Военно-морского флота генерал Алексей Епишев прокомментировал это выступление с солдатской простотой: «Будь война, этому вашему нейтралитету грош цена. Никто не намерен уважать нейтральные страны, да и они сами не смогут удержать свой нейтралитет. Мы не хотим войны, – тут генерал вспомнил вдруг о дипломатии, – но, если она будет, она будет такой же ужасной для нейтральных стран, как и для не нейтральных».
Теперь ясно, что шведское руководство даже в годы холодной войны явно недооценивало масштабы инфильтрации в страну агентов КГБ и ГРУ. Истории с советскими шпионами Стигом Венерстремом или Стигом Берлингом в Швеции хорошо известны, но вот о том, что в 1969 году связник британской секретной службы МИ-6 в Стокгольме был на самом деле агентом советской разведки, знают немногие. А ведь именно с Великобританией у Швеции существовал секретный договор о перемещении туда ставки шведского верховного командования – в случае войны, разумеется.
В новые времена Швеция активно развивает сотрудничество с НАТО, к чему ее подталкивают действия Москвы. К примеру, в марте этого года в ходе учений, в которых участвовали 33 тысячи человек личного состава, по данным аналитического центра СЕРА, отрабатывался захват островов Готланд, Борнхольм и Оланд. На официальном уровне российская сторона подчеркивает, что в случае вступления Швеции в НАТО вынуждена будет предпринять «вынужденные действия».
Будь война, этому вашему нейтралитету грош цена. Никто не намерен уважать нейтральные страны
Не так давно шведскому правительству был представлен доклад «Современная безопасность. Оборонное и военно-политическое сотрудничество Швеции», в котором говорится, что в случае войны в регионе Балтийского моря Швеция станет первой страной, которая подвергнется нападению России. Швеция не сможет держать оборону собственными силами и вынуждена будет просить военной помощи у других стран.
Доклад был написан по результатам независимого исследования, проведенного под руководством шведского дипломата Кристера Брингеуса, в недавнем прошлом – шефа отдела политики безопасности МИД Швеции. Результаты исследования, основанного на анализе секретных материалов Министерства иностранных дел, военной разведки MUST и Агентства радиоэлектронной разведки Швеции, а также бесед со специалистами по вопросам национальной безопасности 22 стран состоят в том, что военный конфликт в регионе Балтики «хотя и представляется маловероятным, но последствия в случае его начала окажутся катастрофическими». Без помощи НАТО гипотетическая война будет проиграна, – таков вывод экспертов.
А первой мишенью станет остров Готланд.
В годы холодной войны гарнизон Готланда состоял из 1500 солдат и офицеров, а также 5 тысяч резервистов. На острове дислоцировалась танковая бригада: 60 единиц бронетехники, 110 бронемашин пехоты, около 30 артиллерийских орудий, собственные авиация и противотанковое подразделение. Кроме того, оборону острова с Большой земли могли немедленно поддержать 25 тысяч военнослужащих. Перестройка в СССР, последовавший за ней очевидный развал в вооруженных силах РФ и заверения Кремля в новом мирном курсе произвели на оборону Швеции и, в частности, Готланда расслабляющее действие. К 2000 году с острова исчез полк береговой артиллерии в Форёзунде, в 2004-м были ликвидированы все зенитные расчеты, годом позже был распущен последний полк P18, а район его укреплений был продан в частные руки. В начале 2000-х вообще можно было недорого купить по газетному объявлению какой-нибудь дзот, бомбоубежище или защищенную огневую точку в шхерах.
Шведский сапер в защитном костюме
Лишь в 2009 году, вдруг опомнившись после войны в Грузии, шведское командование возвращает на Готланд 14 танков, но до сих пор там нет специалистов, способных ими управлять, поскольку батальон резервистов пехоты этому не обучен.
Так что заверения шведского правительства в том, что размещение на Готланде мотострелковой части численностью всего в 150 человек имеет «символическое значение», вполне соответствуют действительности. Вдобавок мотострелковая рота не имеет права без особого приказа открывать огонь. Специалисты оценивают потенциал боеспособности Готланда в 6 часов. Именно столько потребовалось бы российскому десанту для полной оккупации ключевого, в стратегическом плане, острова в Балтийском море.
Впрочем, российское присутствие на Готланде, в городке Слите, раньше славного лишь музеем каменных глыб, а ныне ставшего грузовым портом российского газопровода «Северный поток», уже давно стало реальным.
Интересы обеспечения энергетической безопасности станут мощным фактором, который окажет серьезное воздействие на военное искусство
О том, что линия «Северного потока» будет охраняться российскими военными кораблями, было известно задолго до того, как Швеция дала разрешение на прокладку вблизи побережья Готланда российской газовой трубы. В статье «Вооруженные Силы России и борьба за энергоресурсы», опубликованной в первом номере российского журнала «Вестник аналитики» за 2008 год, открыто говорилось: «Нельзя исключить, что интересы обеспечения энергетической безопасности станут мощным фактором, который уже в ближайшем будущем окажет самое серьезное воздействие на военное искусство и приведет к существенному пересмотру взглядов на ведение военных действий и предназначение армии, как это случилось вслед за появлением железных дорог. (…) Для обеспечения бесперебойного функционирования энергетических объектов следует – при дислокации и развертывании воинских формирований – учитывать постановку войскам задач по ведению разведки, контролю морской акватории, воздушного пространства, прикрытию объектов и коммуникаций и т. д.»
Эта доктрина была впрямую увязана с заявлением Владимира Путина о возобновлении постоянных полетов стратегической авиации, сделанным в августе 2007 года. Там примечательным было прежде всего указание на то, что начавшееся «патрулирование будет осуществляться прежде всего в зонах активного судоходства и экономической деятельности Российской Федерации». А о том, что именно вооруженные силы должны заняться защитой производственной и транспортной инфраструктуры естественных монополий, Путин заявил годом ранее, в октябре 2006-го.
Отсюда начинается «Северный поток». Выборг, Ленинградская область
Военная разведка уже тогда предупреждала, что труба «Северного потока» будет оснащена специальными сенсорами, позволяющими России следить за перемещениями подводных флотилий западных стран в водах Балтийского моря. «Подводные лодки, находящиеся в Балтийском море, не смогут миновать газопровод, не будучи зарегистрированными. Это нарушит свободу передвижений как шведских, так и других подводных судов», – не без оснований опасался Фредрик Вестерлунд, аналитик по вопросам политической безопасности Научно-исследовательского института государственной обороны Швеции. По его словам, кабель, содержащий сенсорные элементы, по внешнему виду ничем не отличается от обычного электрокабеля, что, мягко говоря, затрудняет его обнаружение.
Датчики на дне Балтийского моря, надо сказать, были установлены российскими судами еще в начале 2000-х годов – как было официально заявлено, «с целью изучения донного рельефа». Датчики тогда были спущены на глубину и в шведской экономической зоне, причем Швецию заранее в известность не поставили.
Швеция должна расширить военное патрулирование в своей экономической зоне Балтики
О том, что Россия может использовать газопровод в целях военной разведки, неоднократно предупреждали как представители министерства обороны Швеции, так и члены постоянного парламентского комитета по вопросам обороны. Тогдашний начальник отдела стратегического планирования Генерального штаба шведских вооруженных сил Стефан Густафссон неоднократно выступал с заявлениями о том, что Швеция должна расширить военное патрулирование в своей экономической зоне Балтики с тем, чтобы предотвратить российский военный шпионаж и ограничить российское присутствие.
Тем не менее, Швеция дала тогда разрешение на прокладку газопровода в зоне своих экономических и военно-стратегических интересов. На днях в министерство промышленности Швеции поступила новая заявка – о прокладке в Европу второй очереди газовой трубы «Северного потока».
Источник