В управлении здравоохранения Екатеринбурга сообщили, что в городе — эпидемия вируса иммунодефицита человека. ВИЧ-положителен примерно каждый пятидесятый житель. «Медуза» отвечает на основные вопросы по теме: действительно ли можно говорить об эпидемии; почему все так плохо; какова ситуация с ВИЧ в других регионах; как защититься от болезни.
В Екатеринбурге — эпидемия или нет?
Да, и это не новость. Эпидемией признается ситуация, когда в том или ином населенном пункте, регионе или стране ВИЧ-положительны больше одного процента жителей. Более официально это называется так: «генерализованная эпидемия, вышедшая за пределы узких групп риска». В целом в Свердловской области 1,8 процента людей живут с ВИЧ-инфекцией. По данным Федерального центра по профилактике и борьбе со СПИДом, эпидемия в регионе началась еще в 2011 году. Свердловская область — один из самых неблагополучных в этом смысле субъектов федерации.
Если в регионе объявляют эпидемию ВИЧ, что это меняет?
Специальных мер вроде особых правил въезда и выезда, с которыми обычно у людей ассоциируется слово «эпидемия», не вводят. Предполагается, что региону, где проблема ВИЧ стоит острее, чем в других, власти и неправительственные организации уделяют больше внимания.
В России несколько таких регионов, и об этом известно уже давно. Кроме Свердловской области эпидемия ВИЧ есть в Кемеровской, Томской, Новосибирской, Челябинской, Самарской, Иркутской и Курганской областях, Алтайском, Пермском и Красноярском краях, а также в Ханты-Мансийском автономном округе.
В целом по России эпидемии официально нет: в стране живет около миллиона людей с ВИЧ-инфекцией на 147 миллионов населения. При этом, сколько людей остается без диагноза, неизвестно — по некоторым данным, с ВИЧ-инфекцией живет около 1,5 миллиона человек. К тому же Россия лидирует по числу новых случаев заражения ВИЧ. И скорость, с которой распространяется инфекция, растет.
Почему в России все так плохо с ВИЧ?
Дело, в частности, в том, что в России очень плохо следуют рекомендациям Всемирной организации здравоохранения. Из-за плохих образовательных программ люди пренебрегают презервативами. У тех, кто использует инъекционные наркотики, нет доступа к чистым иглам и заместительной терапии. На ВИЧ проверяется очень небольшая доля людей. С препаратами для контроля ВИЧ-инфекции постоянно случаются перебои, и это повышает риск, что люди с ВИЧ заразят кого-то еще.
В октябре 2016 года премьер-министр Дмитрий Медведев утвердил государственную стратегию противодействия распространению ВИЧ-инфекции, но конкретные меры там не прописаны.
Я не наркоман и не занимаюсь сексом с кем попало. Можно расслабиться?
Нет. В России ВИЧ-инфекция есть у довольно большого числа людей. Речь идет уже не только о группах риска (инъекционных наркоманах, проститутках и мужчинах, занимающихся сексом с мужчинами) — заражаются и те, кто никогда не думал, что такая вероятность есть. На первые симптомы редко обращают внимание, и многие просто не подозревают, что больны. Если точно неизвестно, есть ли у вашего партнера ВИЧ или нет, надо обязательно пользоваться презервативами и лубрикантами.