Досуг Общество Легенды и Мифы Живой мир Игры МАГАЗИН ДЛЯ ВСЕХ

Новое на сайте

Главная » Общество » Почему бастуют дальнобойщики

Почему бастуют дальнобойщики

Просмотрев очередной сюжет новостей, рассказывающий о том, как важные и серьезные дяди в поте лица пытаются поддерживать малый бизнес, я не утерпел, взял карандаш и калькулятор и сделал кое-какие нехитрые подсчеты, которыми и спешу поделиться. Разумеется, я не могу говорить за всех предпринимателей, но имею кое-какой опыт в сфере грузоперевозок. Опыт, впрочем, не очень большой, но мне его хватило, чтобы сделать для себя определенные выводы. Так что если я где-то ошибусь, то прошу экспертов меня поправить. На фоне недавних забастовок питерских дальнобойщиков это, наверное, будет актуально, а для тех, кто подумывает заняться перевозками, еще и интересно. Все последующие расчеты актуальны для Новосибирской области, в других регионах они могут немного отличаться.

Итак, вы решили купить грузовик и заняться грузоперевозками. Для начала вы регистрируетесь в налоговой в качестве ИП и с этого момента становитесь плательщиками ЕНВД. Для вашего вида деятельности для одной единицы техники сумма к уплате составит 4 854, 6 р/квартал, или 19 418,4 р/год. Кроме того, вам необходимо делать отчисления в ПФ и на ОМС, что в сумме составит 27 990 р/год. То есть всего в год вы будете платить 47 408,4 руб. 

Далее, вам нужна непосредственно машина. Сколько она стоит? Тут надо крепко задуматься. Допустим, вы решили не лениться, а работать не покладая рук. Практика показывает, что при интенсивной работе месячный пробег автопоезда может достигать 10-12 тысяч км. Постоянно работать в таком режиме крайне тяжело, но, теоретически, возможно. Стало быть в год пробег составит 144 тыс.км. Но ведь вы же не один только год год планируете заниматься этим бизнесом? Давайте замахнемся на машину, которая выдержит 5 лет такой эксплуатации, то есть сможет пройти 144*5= 720 тысяч км. Цифра солидная, так что старенький Камаз за 400 тысяч рублей нам явно не подходит. Для такой интенсивной работы нужна крепкая и надежная машина. Итак, сколько? Я для примера возьму сумму в 6 млн руб. Новую «Сканию», конечно, не купишь, но, в принципе, за эти деньги можно приобрести новые, ну или практически новые тягач и полуприцеп-штору, которые смогут выдержать пять лет такой интенсивной работы.

И вы, пользуясь поддержкой тех самых дядей из телевизора, решаете взять кредит. Я не очень большой знаток банковских кредитных программ, поэтому просто зашел на сайт одного очень известного банка и тут же уцепился взглядом за какое-то супервыгодное предложение для ИП, в котором обещали нужную сумму всего под 12% годовых. Правда, рядом стоял значок «звездочки», а внизу — много мелкого шрифта, но я не стал придираться — двенадцать, так двенадцать. Работать мы собрались 5 лет без перекура, так что и кредит берем на такой же срок. Далее делаем нехитрые подсчеты: кредит в 6 млн рублей на 5 лет под 12% годовых обязывает нас в конечном итоге выплатить банку 8 008 000 рублей. Но! Машина-то к тому моменту останется у вас, она не денется никуда, ведь вы будете , как говорится, «платить за свое». Сколько будут стоить ваши тягач и полуприцеп через пять лет, имея пробег в 720 000 км? Некоторые продавцы умудряются просить за такую технику по 3,5 млн руб, хотя, имхо, это уже слишком. Но пусть будет так, поэтому исходим из того, что за пять лет ваша машина потеряет в цене 6 000 000 — 3 500 000 = 2 500 000 рублей. Кроме того, не забываем 2 008 000 рублей, уплаченные банку в качестве платы за кредит. Итого, пять лет владения автопоездом обходятся в 4 508 000 рублей. 

Но это еще не все. Машину вы взяли новую и дорогую, так что ломаться она не будет, но от расходных материалов все-равно никуда не деться. Разумеется, предельно точно рассчитать все невозможно, поэтому исходим из средних данных. Начнем с резины. Сколько ее комплектов понадобится вам на 720 тыс км? Некоторые производители обещают, что их покрышки смогут пройти до 200 тысяч км. Допустим, вы будете ездить только по идеальному асфальту и действительно поменяете резину первый раз только на 200 тыс, второй — на 400 тыс и еще раз на 600 тыс км пробега. То есть обойдемся 3 комплектами. На автопоезд нужно 12 покрышек. Цены варьируются довольно широко, но мы допустим, что качественными окажутся одни из недорогих — по 25 000 рублей за шт. Итак, 12 шт x 25 000 р = 300 000 рублей за один шиномонтаж. А их за пять лет мы запланировали 3. То есть на одну только резину за пять лет уйдет 900 000 руб. Кроме того, для начала вы будете оплачивать ТО, а впоследствии и самостоятельно менять масла, фильтра, ремни, антифриз, сайлентблоки, и т.д и т.п. Сколько все это стоит? Давайте предположим, что за пять лет на все-все-все расходники мы впишемся еще в 600 т.р. Итак, всего на расходные материалы за 5 лет рассчитываем потратить не более 1 500 000 руб.

Поскольку теперь вы являетесь счастливым обладателем автомобиля, придется платить и дорожный налог. Для грузовиков с мощностью двигателя более 200 л.с. ставка за 1 л.с. составляет 85 рублей. Тягач вы купили не самый дорогой и не самый мощный, поэтому посчитаем средненькие 400 л.с. Итак, 400x 85 = 34 000 рублей в год. Давайте для удобства объединим эти данные с прочими налогами и выведем итог за пять лет:
5x(47 408,4+34 000) = 407 042 рублей

Машина куплена, с налогами разобрались, осталось заправиться. В моем регионе д/т стоит 33,5 руб/л. Что касается расхода, то здесь уверенно закладываем 50л/100 км. Да, по трассе расход, конечно, чуть меньше, но ,как ни крути, с учетом погрузок/разгрузок, города, зимы и зачастую не очень качественного топлива вы все-равно придете примерно к такому среднему показателю. Так что 1 км пути обойдется в 33,5×0,5 = 16,75 руб.

Цифр насчитали уже порядочно, так что давайте их как-то объединять. Для удобства расчитаем себестоимость 1 км пути:
Потеря стоимости и плата за кредит 4 508 000 руб
Расходные материалы 1 500 000 руб
Налоги 407 042 руб
Пробег за 5 лет мы заложили 720 тыс км. 

(4 508 000 + 1 500 000 + 407 042) / 720 000 = 8, 9 р/км

Д/т на 1 км пути сжигается на 16,75 рублей, и не забываем про пресловутый «Платон» с его 1,53 р/км

Итак, конечная себестоимость 1 км пути составляет

8,9 + 16,75 + 1,53 = 27, 18 рублей.

С затратами разобрались, теперь переходим к приятной части — к доходам. С действующими расценками на перевозки можно ознакомиться здесь. Поскольку работать вы решили крайне интенсивно, то и рейс выбираем посолиднее — к примеру, Новосибирск — Владивосток. Мы видим, что лучшие расценки варьируются от 40 до 50 р/км. Возьмем среднее — 45 р/км. В обратную сторону — от 18 до 28 р/км. Также возьмем среднее — 23 р/км. Итак, средняя выручка с 1 км пути составит:
(45+23)/2 = 34 руб

Возможно, многие из вас, особенно те, кто по работе сталкивается с необходимостью заказа услуг грузоперевозок, сейчас возмутятся и скажут, что расценки намного выше, порой даже в 2 раза выше тех, которые я вам представляю на суд. Да, вы правы, заказчик практически всегда платит намного дороже. Но платит заказчик чаще всего не самому предпринимателю-перевозчику, а фирмам-прокладкам, позиционирующим себя как транспортные компании. Они представляют из себя не более чем посредника между заказчиком перевозки и непосредственно исполнителем-предпринимателем. И иногда таких прокладок может быть даже больше одной. Разумеется, эти «транспортные компании» работают не бесплатно, и иной раз у них теряется добрая половина ставки за км. А вариант, когда заказчик напрямую работает с перевозчиком встречается так редко, что в конечном итоге вам как предпринимателю придется рассчитывать только на те цифры, которые использую я. 

Если кого-то заинтересовало почему в одну сторону расценка выше, чем в другую или почему заказчики редко работают напрямую с перевозчиком, то ответы на эти вопросы потянут еще на один пост и будут всего лишь рассуждениями и моим субъективным мнением; здесь же ограничимся сухими цифрами. 

Что, посчитаем прибыль? С 1 км она составит 34 — 27,18 = 6,82 рубля. То есть при заложенных нами 12 тыс км в месяц вы надеетесь зарабатывать 6,82 x 12 000 = 81 840 рублей.

Не знаю где как, но в наших краях это вполне приличный заработок. Вроде бы есть ради чего работать. Но есть одно важное но: часть этой прибыли заложена у нас в самой машине; помните те теоретические 3 500 000 рублей, которые вы сможете выручить через 5 лет при продаже вашего тягача? Это они и есть. То есть, если пересчитать помесячно ( 5 лет = 60 месяцев), то 3 500 000/ 60 = 58 333 рублей вы в принципе не будете ощущать как доход. И все эти 5 лет жить и работать придется на 81 840 — 58 333 = 23 507 рублей в месяц. А через 5 лет после расчета с банком вы сможете попытаться продать свой тягач с 720 тыс км пробега за 3 500 000 рублей. 

Что вы получите в итоге? В идеальном случае, если банк прокредитует вас за 12%, если за 720 000 км у вас не произойдет ни одной поломки, ни одного ДТП и ни одного штрафа, если все запчасти окажутся качественными, а самая дешевая резина отходит по 200 000 км, если вы 5 лет будете работать без выходных и праздников, проезжая каждый день по 400 км, то тогда вы можете рассчитывать на 23 тысячи рублей в месяц и на то, что через 5 лет вы станете счастливым обладателем грузовика, нуждающегося в капремонте. При этом вы заработаете больше 2 млн банку;больше 400 тысяч в бюджет прямо и энную сумму через те самые фирмы-прокладки, которые оплатят НДС, и «уменянехватилокалькулятора» рублей нефтедобывающим компаниям. 

Лакомый кусок? Тут уж решать вам. Но я нисколько не удивляюсь забастовкам против «Платона» и тому, что за лишнюю тысячу водители готовы сломя голову носиться с перегрузом и недосыпом.

P.S. Наверняка здесь есть владельцы кафе, магазинов, парикмахерских, ремонтных мастерских, автомоек или СТО. В-общем, расскажите кто-нибудь как обстоят дела у предпринимателей в других сферах и в других регионах. Я так понимаю, должно быть хотя бы немного, но получше, раз бастуют только дальнобойщики.

 

Архив Вестник К