Показательная история случилась с блогером Соколовским из Екатеринбурга. Сейчас все обсуждают его приговор — 3,5 года условно за «отрицание реальности Иисуса» и тому подобные преступления. Спор идет о том, был ли условный срок признаком высокого гуманизма и намеком на существование Творца. Этой позиции придерживаются представители РПЦ. Другие намекают на то, что уголовное преследование и обвинительный приговор за серию мыслепреступлений в России 2017 года — это сама по себе позорная история, и никаким условным сроком «гуманистам» тут не прикрыться. Есть и третья категория граждан, к которой мы еще вернемся. Они утверждают, что совсем не важно, совершал ли Соколовский преступление, или нет. Важно, что он плохой человек, чуждый нашим российским ценностям. Таким самое место если не в тюрьме, то в числе условно осужденных.
Но полезно вспомнить, что было перед приговором. Соколовский некоторое время записывал ролики и выкладывал их в интернет — таким занимаются в России тысячи молодых людей в возрасте 20 лет. Творчество Соколовского совершенно не интересовало государство или представителей разгневанной общественности. Потом в новостях ВГТРК обмолвились, что популярность игры «в покемонов» среди молодежи такая, что приходится предупреждать: в церкви ловить покемонов нельзя, посадят. Соколовский решил, что так не бывает, и решил проверить на личном опыте. Ролик о том, как он «ловил покемона», то есть пользовался своим телефоном в церкви, блогер опубликовал в сети. Этим сюжетом, в свою очередь, заинтересовались журналисты екатеринбургского сайта ura.ru, чья роль в деле Соколовского остается по меньшей мере двусмысленной. Они связались с полицией (!) и уточнили, не являются ли действия блогера нарушением закона. Что и дало старт всему «делу Соколовского» — с обысками, следственными группами, задержанием и арестом, многочисленными экспертизами, публикациями по всему миру. И, наконец, позорным текстом приговора, в ходе оглашения которого судья рассуждала о том, что Соколовский, дескать, пытается представить Россию в качестве места, где творится произвол и мракобесие, — это называется рекурсией.
Из истории блогера Соколовского и других аналогичных можно сделать несколько выводов. Во-первых, «ценности» в России готовы защищать либо когда есть указание сверху, либо когда есть разрекламированная история. Может быть, это и к лучшему, потому что в нынешнем квазиклерикальном государстве по-прежнему остаются пространства для частных свобод, на которые до поры до времени никто не спешит обращать внимание. Во-вторых, параллельно с действующей Конституцией возникает альтернативная система правил, которая основана на некотором синкретическом учении о величии и самобытности России: кроме православия сюда же относится, например, культ Победы во Второй мировой войне. Наконец, защищать этот идеологический комплекс государством считается приоритетным направлением национальной безопасности. На защиту «всего святого» бросаются отборные силовики, их поддерживают добровольные помощники, которые, в свою очередь, подчас не брезгают откровенно уголовными методами. Судя по развернутой в последнее время кампании вокруг защиты духовности, впору говорить, что Россия не только борется с международным терроризмом, но и видит себя в качестве всеобщего защитника нравственности. Вокруг этого тезиса построена российская пропаганда, в том числе предназначенная для внешнего употребления. Его же поддерживают полицейские акции внутри страны. Это альтернативный правовой порядок, связанный с преследованием людей за то, что им гарантировано Конституцией (за свободу слова, совести и так далее).
Еще одна проблема в том, что все наши «вечные духовные ценности», на защите которых мы вроде бы должны стоять как один народ, никак точно не формализованы — нет у нас точного списка.
Модель в итоге получается очень гибкой, масштабируемой и, по сути, годится для чего угодно — с учетом, например, «местной специфики». Как только российские граждане соглашаются с тем, что за посягательство на «духовные ценности» нужно карать, первым занимает место в очереди Кадыров. И применяет эти лучшие отечественные разработки для решения собственных задач.
То, что происходит сейчас, не похоже на советскую власть и ее идеологическую цензуру, хотя на уровне биографий российских элит определенно растет оттуда. Не становимся мы свидетелями и возрождения цензурных комитетов Российской империи. Скорее перед нами образец постмодернистского цитирования всякой идеологии, которая сиюминутно пригодна для сохранения действующего политического порядка. Перед обедом мы можем немного поиграть в империю, затем в СССР, а к вечеру в какой-нибудь гравитолет «Цесаревич». И единственный смысл этой игры заключается в том, чтобы в стране ни при каких обстоятельствах ничего не менялось, чтобы жили, как в старину, при нефти за 100 долларов. Пожалуй, самая очевидная гипотеза, объясняющая интенсивность и жестокость нынешней «антибездуховной кампании», может быть связана с этим.
Но интерпретировать нашу общественную атмосферу исключительно активностью государства, к сожалению, не получится. У чиновников развязаны руки благодаря глубоко архаичному правовому сознанию, которое у нас укоренилось. Многие граждане, кажется, искренне не видят проблемы в умозаключаениях вида «этот плохой человек, который мне не нравится, следовательно, его правильно наказать и посадить в тюрьму». Из морали выводятся репрессии, из нравственных чувств — уголовная вина. Возможно, именно здесь находится механизм, ограничив работу которого, можно остановить нынешний рост идеократической бюрократии.
Битва за скрепы: пять главных историй
Парк «Торфянка» против креста
14 ноября 2016 года у активистов, выступающих против строительства православного храма в московском парке «Торфянка», прошли обыски. Защитников парка обвиняли по 148 статье УК («Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий»).
Уголовное дело против защитников парка было возбуждено по факту публичного оскорбления чувств верующих (часть 1 статьи 148 УК) и незаконного воспрепятствования деятельности религиозной организации (часть 3 статьи 148 УК).
Патриарх Кирилл позже заявил, что защита парков зачастую является «ширмой»:
— На «Торфянке» по просьбам защитников храма был поставлен памятный крест. Но и сегодня с прежним ожесточением продолжается борьба — теперь уже не со строительством храма, а с крестом. Так, может быть, это с самого начала была не защита парка, а борьба с крестом — символом христианства?
Георгиевские ленточки в рекламе
11 мая Валентина Матвиенко, спикер верхней палаты парламента, предложила законодательно запретить использование георгиевской ленты в коммерческих целях.
— Недопустима коммерциализация символов Победы. Когда, например, георгиевские ленточки используются в рекламе или становятся чем-то вроде модного мема, без должного уважения к ним, — заявила Матвиенко.
В Думе уже неоднократно высказывались о введение уголовной ответственности за осквернение символов победы в Великой Отечественной войне. В частности, в апреле этого года председатель Российской партии пенсионеров Игорь Зотов предложил внести поправку в статью 329 УК РФ «Надругательство над Государственным гербом РФ или Государственным флагом РФ».
В то же время 10 мая стало известно, что проводников РЖД, не украсивших форму георгиевской ленточкой на майские праздники, ждут дисциплинарные санкции. Эта информация содержалась в копии приказа руководства дочерней компании РЖД — АО «ФПК», которая была опубликована в соцсетях.
Родина-мать в зеленке
12 мая у Алексея Волкова, руководителя штаба Алексея Навального в Волгограде, дома прошел обыск после публикации в волгоградской группе «Команда Навального» изображения монумента «Родина-мать» с зеленым лицом и руками. Волкова обвиняют по части 3 статьи 354.1 УК РФ («Реабилитация нацизма») — «распространение выражающих явное неуважение к обществу сведений о днях воинской славы и памятных датах России, связанных с защитой Отечества, а равно осквернение символов воинской славы России, совершенные публично».
Руководитель предвыборного штаба Навального Леонид Волков сообщил, что отфотошопленное изображение было удалено из волгоградского сообщества «Команда Навального» «ВКонтакте» модераторами в течение часа. Администраторы группы принесли свои извинения за публикацию этой картинки.
Однако многие федеральные каналы уже успели рассказать о монументе в зеленке как о реальной истории.
В марте при открытии штаба Навального в Барнауле на политика напал неизвестный и плеснул ему в лицо зеленкой. Многие сторонники Навального в знак солидарности выкладывали в интернет фото с зеленкой на лице.
Опера «Тангейзер» и оскорбление чувств верующих
В январе 2015 года новосибирский митрополит Тихон пожаловался на оперу «Тангейзер» в прокуратуру спустя месяц после ее премьеры. Митрополит Тихон заявил, что сам не видел оперу, но православные активисты рассказали ему об использовании в ней религиозных символов «не по назначению». Якобы верующих особенно оскорбил образ Христа, который изображен на плакате между ног Венеры.
Представители РПЦ потребовали от министра культуры Владимира Мединского запретить «Тангейзер» в новосибирском театре. Сам Мединский потребовал от театра скорректировать постановку и извиниться перед верующими. Прокуратура возбудила административные дела в отношении режиссера оперы Тимофея Кулябина и директора Новосибирского государственного оперного театра Бориса Мездрича, отказавшегося снимать «Тангейзер» с показа. Позднее суд прекратил дело в отсутствие состава преступления.
Мездрич был уволен решением министра культуры. Новый директор Владимир Кехман убрал постановку из репертуара.
Фильм «Матильда» и депутат Поклонская
В ноябре 2016 года депутат Госдумы Наталья Поклонская попросила Генпрокуратуру проверить фильм Алексея Учителя «Матильда», который должен был выйти в прокат 30 марта. Поклонская рассказала о 20 тысячах обращений против «Матильды», в которой рассказано о романе еще не вступившего на престол Николая II с балериной Матильдой Кшесинской. К проверке Поклонская попросила привлечь экспертную комиссию из числа профессиональных историков и представителей церкви, поскольку «в фильме главными героями являются лица официально канонизированные».
Организация «Христианское Государство — Святая Русь» позже заявила, что разослала в кинотеатры письмо с требованием отказаться от показа фильма «Матильда». Представители организации заявили, что предпримут «методы борьбы с беззаконием и безумием».
Алексей Учитель обратился в Генпрокуратуру с просьбой оградить коллектив фильма «Матильда» от угроз экстремистов. Премьера фильма должна состояться 6 октября в Мариинском театре.
Источник