Бывший советник Дональда Трампа Майкл Флинн говорил своему деловому партнеру, что администрация президента обязательно отменит антироссийские санкции, и предприниматель сможет договориться с Россией о строительстве десятков атомных реакторов на Ближнем Востоке. Это первое свидетельство, что Трамп мог всерьез рассматривать вопрос об отмене российских санкций. «Медуза» рассказывает, откуда взялись эти сведения — и почему это важно.
Майкл Флинн уже признался, что лгал ФБР о своих переговорах с российскими чиновниками и послом России в США Сергеем Кисляком; он — один из главных фигурантов расследования связей команды Трампа с Кремлем и первый человек, который был уволен из администрации из-за этих связей. Флинн покинул должность советника президента по национальной безопасности в феврале 2017-го: выяснилось, что Флинн солгал в разговоре с вице-президентом Майком Пенсом о сути его бесед с Кисляком.
6 декабря конгрессмен Элайджа Каммингс рассказал, что Флинн «сливал» своему знакомому сведения об отмене санкций в отношении России. Каммингс узнал об этом еще в июне 2017-го: некий анонимный источник, в достоверности слов которого конгрессмен-демократ не сомневается, рассказал ему об инциденте, произошедшем в день инаугурации Дональда Трампа. На одной из вечеринок этот источник общался с бизнесменом Алексом Копсоном, управляющим партнером в компании ACU Strategic Partners.
Бизнесмен, если верить источнику Каммингса, в день инаугурации говорил, что у него «лучший день в жизни», и хвастался, что одному из его амбициозных проектов — атомному — наконец будет дан ход. Он рассказал, что Майкл Флинн заверил его, будто санкции в отношении России будут сняты первым делом после вступления Трампа в должность и даже показывал СМС от Флинна.
Если эта информация верна, получается, что член администрации Белого дома, который, как известно, обсуждал вопрос о российских санкциях с послом России Сергеем Кисляком, обещал своему знакомому, что тот сможет спокойно вести бизнес с Россией — в частности, строить атомные электростанции на Ближнем Востоке.
Обеспечение Ближнего Востока энергией — давняя мечта Копсона, он готовил этот проект два десятка лет. Как пишет Reuters, после победы Трампа на выборах он неоднократно писал коллегам, что теперь никаких препятствий перед проектом не стоит, и они могут заработать огромные деньги. С российской стороны реализацией проекта должен был заниматься холдинг «Объединенные машиностроительные заводы», который производит оборудование для атомной энергетики.
Флинн консультировал Копсона с 2015-го по конец 2016 года, то есть он имел отношение к бизнес-инициативе, будучи членом предвыборной команды Дональда Трампа и до победы миллиардера на выборах, и после.
Вопрос о снятии санкций с России был одним из ключевых в начале президентства Трампа. Сам он после победы обтекаемо говорил о санкциях и рассказывал, что его администрация «посмотрит», будет ли это сделано. В январе Трамп еще казался лояльным России президентом: он говорил, что может подружиться с Владимиром Путиным, а отношения Москвы и Вашингтона будут лучше, чем при Бараке Обаме. Спустя полгода, в августе, он введет новые санкции в отношении России, а разговоры о налаживании отношений с Москвой сойдут на нет.
Сведения о том, что Флинн рассказывал бизнес-партнеру о снятии санкций, были переданы комиссии по расследованию российского вмешательства в американскую политику еще в июне 2017 года, но известно об этом стало только сейчас. Алекс Копсон комментировать свои переговоры с Флинном отказался.