Великобритания представила партнерам по НАТО дополнительные доказательства причастности России к отравлению Сергея и Юлии Скрипалей в Солсбери.
Новые подробности содержатся в письме советника по национальной безопасности Великобритании Марка Седвилла генеральному секретарю НАТО Йенсу Столтенбергу.
«Только у России есть технические возможности, опыт и мотив», — говорится в письме.
После распада Советского Союза российская программа по разработке химического оружия продолжилась. К 1993 году, когда Россия подписала Конвенцию о нераспространении химического оружия, некоторые «Новички», вероятно, уже прошли испытания и поступили в распоряжение российских военных, пишет Седвилл. Российская сторона не сообщала западным партнерам о разработке «Новичка».
«В середине 2000-х президент Путин имел непосредственное отношение к российской программе по химическому оружию. Крайне маловероятно, что какая-нибудь другая бывшая советская республика (за исключением России) также имела программу разработки боевого химического оружия после обретения независимости. Также маловероятно, что «Новичок» могли разработать и применить негосударственные структуры (например, криминальная или террористическая группировка), особенно с учетом степени чистоты, которую подтвердила ОЗХО», — пишет Седвилл.
Британский советник по национальной безопасности также отмечает, что Россию и раньше обвиняли в убийствах по заказу властей. Так, например, общественное дознание по делу Александра Литвиненко пришло к выводу, что его отравили радиоактивным полонием-210; ФСБ, скорее всего, руководила операцией, а президент Путин «скорее всего, ее одобрил», пишет Седвилл.
«В 2000-х Россия начала программу, в рамках которой изучались способы доставки химического оружия; обращению с этим оружием обучали личный состав спецподразделений. Впоследствии в рамках этой программы изучали способы применения нервно-паралитических веществ, в том числе возможности их нанесения на дверные ручки. В течение последних 10 лет, Россия производила и хранила небольшие количества «Новичков» по этой программе», — утверждает Седвилл. Он не указывает источник этих данных.
Наконец, Седвилл указывает, что российские спецслужбы и раньше демонстрировали интерес к семье Скрипалей. Так, например, еще в 2013 году, киберспециалисты ГРУ пытались взломать электронные адреса, зарегистрированные на Юлию Скрипаль. Более подробных сведений об этих атаках в письме нет.
По словам Седвилла, открытые сведения и данные разведки указывают на то, что еще в 1980-е годы Советский Союз разработал новый класс нервно-паралитических веществ «четвертого поколения». Вещества, разработанные в рамках программы «Фолиант», назвали «Новичками».
По всей видимости, «Новички» разрабатывались для того, чтобы их не смогли обнаружить на Западе, и для того, чтобы обойти международный контроль над химическим оружием. Российские власти раньше производили «Новичок» и по-прежнему могут его производить, говорится в письме.
В пятницу посол Великобритании в Москве Лори Бристоу провел брифинг по докладу ОЗХО в связи с «делом Скрипалей». Как сообщило британское посольство, в нем приняли участие дипломаты из 60 стран.
В ходе брифинга также были озвучены данные, которые содержались в письме Марка Седвилла генеральному секретарю НАТО Йенсу Столтенбергу.
Отравление в Солсбери
Экс-полковник ГРУ Сергей Скрипаль и его дочь Юлия были обнаружены в бессознательном состоянии на скамейке в центре Солсбери 4 марта. Следователи установили, что они получили отравление нервно-паралитическим веществом.
Премьер-министр Британии Тереза Мэй, выступая в парламенте 12 марта, заявила, что за отравлением, по мнению британских властей, стояли российские агенты. Тогда же она заявила, что отравляющее вещество, примененное против Скрипалей, относится к группе нервно-паралитических веществ, известных как «Новичок».
Россия категорически отрицает свою возможную причастность к отравлению Скрипалей. Москва выдвигала несколько разных версий произошедшего, последняя из которых, обнародованная постпредом России в ООН Василием Небензей, заключается в том, что «за этой мега-провокацией стоят спецслужбы некоторых стран».
22 марта английский суд разрешил взять пробы крови у Сергея Скрипаля и его дочери Юлии и передать их для независимого анализа экспертам Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО). 12 апреля эксперты организации заявили, что власти Британии правильно идентифицировали вещество, которым отравили экс-полковника ГРУ и его дочь.
В связи с этим Лондон созвал совещание Исполнительного совета ОЗХО, который обсудит возможные дальнейшие шаги организации. Оно запланировано на следующую среду.
Представитель МИД России Мария Захарова уже заявила, что Москва «не примет на веру никаких выводов в отношении дела Скрипаля», пока российских экспертов не допустят к материалам экспертизы ОЗХО. По ее словам, в Москве полную версию доклада ОЗХО не получали.
Источник