Сначала они повысили пенсионный возраст, теперь начали продавать яйца в упаковке по девять штук. Что дальше? Пропавшее яйцо вроде бы нашлось. Удмуртская птицефабрика «Вараксино» изъяла его ещё год назад. Теперь оно, как говорят, собирает лайки в Instagram. Но лица простых россиян всё равно невеселы.
Внимательно читать состав продуктов российские потребители уже привыкли. Кризис 2014–2015 годов вынудил производителей заменить пальмовым маслом и свиным жиром всё, что только можно было заменить. Теперь набирает популярность новый квест: приходится проверять, не похудела ли привычная упаковка.
Вряд ли это вас утешит, но проблема актуальна не только в России. На тотальную «шринкфляцию» (так, по аналогии с инфляцией, называют уменьшение товара в стандартной упаковке) жалуются везде. В США и Западной Европе тысячи популярных фасованных продуктов за последние пять лет похудели на 15–20%.
Может быть, мы имеем дело со всемирным заговором корпораций? «Секрет» попробовал установить истину.
Меньше еды за те же деньги
В начале 2019 года скачок шринкфляции в России был делом практически неизбежным. Напомним, с 1 января НДС вырос на 2 п. п., до 20%. Кто-то — как, например, импортёры вина — ответил на это повышением цен. У них просто не было другого выбора. Но те, кто мог чего-то недоложить или недолить, не преминули этим воспользоваться. Некоторые — с особым цинизмом.
Посетители российского Burger King в начале этого года обнаружили, что размер второй котлеты в двойных бургерах уменьшился в полтора-два раза. Цена ниже, разумеется, не стала. Об экономии на котлетах в зарубежных заведениях Burger King не сообщалось.
PepsiCo, которая до этого использовала бутылки большего объёма, чем у её конкурента Coca-Cola, сдалась и теперь разливает газировку в поллитровки.
Другие популярные продукты, впрочем, усохли ещё раньше — из-за девальвации рубля в 2014 году. Уменьшение упаковок позволило импортозависимым производителям поднять отпускные цены не пропорционально росту издержек, а чуть меньше.
Стандартная плитка молочного шоколада сначала похудела со 100 г до 90 г, а теперь весит всего 82 г. Печенье и крекеры продают в пачках по 134 г и 128 г. Производители сока предлагают пакеты непонятного объёма: 0,485 л, 0,95 л, 1,93 л. Сыр, майонез и даже пиво — всё то же самое. Разве что топлёному молоку почему-то повезло больше.
В «Росконтроле» подсчитали, что стандартная потребительская корзина из-за этого креатива только в 2015 году подорожала на 17,5%.
Богатые тоже плачут
Не меньше, чем в России, на шринкфляцию прямо сейчас жалуются жители Великобритании. Уменьшилась коробка популярного печенья с джемом Jaffa Cakes, которое производится более 90 лет. Вместо 12 рыбных наггетсов в упаковку вдруг стали класть всего десять.
Здесь во всём винят Брекзит. Великобритания сильно зависит от импорта, поэтому ослабление фунта неизбежно приводит к инфляции и шринкфляции. Но Брекзит стартовал в 2016 году, а продукты начали усыхать гораздо раньше.
В бульварной прессе недавно наделала шума случайная находка 63-летнего шотландца Уильяма Найта: батончик Mars, произведённый в 1996 году, оказался на 20% больше, чем современные. При этом его цена за эти 20 с лишним лет выросла более чем вдвое.
Согласно исследованию Национальной статистической службы Великобритании, в 2012–2017 годах похудели 2500 популярных продуктов. Оказывается, упаковки сока по 850 мл подсовывают не только россиянам.
Есть и совсем вопиющие примеры: в туалетной бумаге Andrex (в России её продают под брендом Kleenex), например, изначально было 240 листов, сейчас — 221. Журналисты предложили производителю объясниться. Им заявили, что сэкономленные деньги потрачены на «многомиллионное исследование, призванное улучшить потребительские свойства нашей продукции».
Можно ли с этим бороться
Пенсионер из американского Бостона Эдгар Дворски давно ведёт сайт, на котором фиксирует, как уменьшаются в размерах привычные товары. Дома Дворски хранит старые банки от кофе, бутылки из-под кетчупа и прочую упаковку. Среди экспонатов есть и туалетная бумага. Дворски связывался с одной из компаний, чьи рулоны стали тоньше. Вот что ему сказали: бумага стала более ворсистой — рулон пришлось укоротить, чтобы он помещался в стандартный держатель в уборной.
Эдгар Горски
И всё же из наблюдений Дворски следует, что на уменьшение упаковки производителей толкает не одна только жадность. Рост налогов или пошлин, девальвация национальной валюты — вполне уважительные причины. Например, в прошлом году в Великобритании ввели «налог на сахар». Чтобы не менять рецептуру, Coca-Cola «вылила» из стандартной бутылки (1,75 л) 250 мл напитка. Цена в результате осталась прежней.
Бывает, что продукты худеют из-за внезапного дефицита или резкого подорожания важного ингредиента — тоже вполне объектные факторы. Другое дело, что похудевшие однажды продукты вес уже, как правило, не набирают.
В 2011 году американские производители арахисовой пасты были вынуждены поднять цены — орех не уродился. Из крупных брендов старый ценник оставил только Skippy (Unilever). Когда выяснилось, что для этого он незаметно увеличил размер углубления в нижней части банки, разразился серьёзный скандал.
Чтобы вернуть любимому товару привычную форму, нужно приложить сверхусилия. Но, в принципе, это возможно.
Шоколадка Tablerone сейчас и в 2016 году
Так, потребители отвоевали себе самый известный символ шринкфляции — шоколадку. В 2016 году компания Mondelēz уменьшила стандартный батончик Toblerone сразу на 20 г, сильно увеличив промежутки между шоколадными пиками. Фанаты шоколадки протестовали так яростно, что производитель был вынужден прислушаться. Но это была пиррова победа. Спустя два года Mondelēz выпустила Toblerone прежней формы и, больше того, увеличила массу батончика на 30%. Только цена шоколадки в результате выросла вдвое.
Источник