В пятницу, 29 марта, в Украине — последний день предвыборной агитации. В воскресенье граждане пойдут голосовать за кого-то из 39 кандидатов. Такого столпотворения в бюллетене не наблюдалось еще никогда. Ужасно тянет написать, что и кампаний таких никогда не было.
Впрочем, это писали в 2004-м, когда стало известно, что кандидат в президенты Виктор Ющенко отравлен диоксином. И в 1999-м, когда кандидата в президенты Наталью Витренко, ныне забытого деятеля, пытались взорвать гранатой. И в 2014-м писали, поскольку открывать избирательные участки во время войны, без Крыма и части Донецкой и Луганской областей, еще не приходилось.
Что же сейчас не так? Вроде никаких значительных эксцессов и ЧП (тьфу-тьфу, чтобы не сглазить!) по ходу гонки. Нет заявлений от 38 кандидатов о намеренном срыве их встреч с избирателями на местах либо другом вредительстве со стороны власти, хоть претензии подобного рода прежде главенствовали у нескольких поколений оппозиции.
Демонстрация списка кандидатов для голосования на выборах президента Украины
Да, доступ к эфирам и прочим публичным площадкам заметно неравен, а в отдельных случаях предвзят: владельцы телеканалов — в игре, что не новость.
Да, договоров о политическом ненападении друг на друга с помощью компромата участники схватки кровью не подписывали.
Но можно ли всем перечисленным выбить из колеи видавшего виды и беды украинского обывателя, представителей бизнеса, непредсказуемую молодежь, еще менее понятных в смысле настроений ветеранов АТО, и так дальше?
Как оказалось, можно. Причина парадоксальна. Она — в демократическом характере выборов, о необходимости которого твердили с начала независимости Украины.
Убедились, что в верхах нет «плана В», а если и есть, то реализовать его в ситуации, когда все за всеми следят, слишком проблематично, и президентом станет именно тот, кто соберет больше симпатий. Гнет ответственности, предчувствие ошибки, гнев по адресу людей с отличным мнением, страх перед неизбежным, наступающим… Вот эмоциональная разбалансировка общества и произошла.
Достигла стадии, когда самые сознательные социопсихологи и журналисты начали напоминать аудитории: «Выборы — процедура, но не стихийное бедствие и не конец света!» и предлагать возмутительные, с точки зрения пропагандистов, варианты поведения.
• Во-первых, поместить мысли о родине в контекст непосредственно жизни голосующего — насколько на нее повлияет или не повлияет результат.
• Во-вторых, эти же мысли поместить в стратегический контекст — действительно ли потенциальные изменения либо их отсутствие повлекут за собой масштабные изменения в стране вообще. По моим ощущениям, к советам прислушались немногие.
Возьму на себя смелость предположить —
Петр Порошенко с супругой на митинге своих сторонников
Все прочие кандидаты были записаны если не в реваншисты, которые в случае победы восстановят курс на Россию (минус евроинтеграция, минус безвиз и т.д.), то в болтуны, не способные удержать военную агрессию РФ, тотчас попрущую за пределы Донбасса аж до Киева. Солидарной реакции от представителей партий Майдана не последовало. Кандидаты, выросшие из «шинели» Януковича, и не думали возражать: конечно, восстановим — мир, дружба, Путин!
На этом фоне нельзя считать сенсацией лидерские позиции в рейтингах шоумена Владимира Зеленского, внесистемного кандидата «против всех», с программой типа «Все будет зашибись!». Ведь набирал же очки даже гипотетический внесистемный кандидат, певец Святослав Вакарчук, которого социологи поначалу включили в опросники, видимо, ради научного интереса.
«Выборы — это не прикол, а вопрос о судьбах украинцев. Президентом должен стать человек команды, а не амбициозный человек, всплывший на хайпе», — объявил Святослав Вакарчук в преддверьи выборов президента Украины.
Бросил, так сказать, камень в чужой огород. Из штаба Зеленского Вакарчуку прилетела ответка: «Спустись с горы — шутки кончились». Накануне Зеленский давал социальный, то есть бесплатный концерт в Днепре. Очередь на вход стояла неимоверная. Между номерами кандидат в президенты просил своих фанов, молодых зрителей, обязательно явиться в воскресенье на избирательные участки: не только наука, но и практика показывает, что это не самая дисциплинированная публика. «Вова, ты классный!» — кричали ему.
По данным опросов, проведенных в середине марта, 84% респондентов заявили о своем решении принять участие в голосовании. По традиции уровень готовности выше в западных областях страны, среди людей старшего возраста.
В один тур не получится
Конечно, социологов объявят крайними и купленными. Будто стеклянной стеной отделяют их замеры пятерку фаворитов от остальных, менее популярных кандидатов. Зато никто не сомневается, что выборов в один тур, как в 2014-м, не будет. Слишком мала поддержка каждого из потенциальных президентов.
Сведенные данные на этот момент такие:
• за Зеленского — от 24,6 до 27,75% тех, кто определился и намерен голосовать. Дальше сложней.
Выражение «Порошенко и Тимошенко дышат друг другу в спину» трактуют по-разному. Я привожу здесь цифры свежего опроса, проведенного совместно группой «Рейтинг», Киевским международным институтом социологии и Центром Разумкова:
• За Порошенко 16,4%
• За Тимошенко 16,6%.
• За Анатолия Гриценко («Громадянська позиція») — 9,7%
• За Юрия Бойко («Оппозиционная платформа — За життя») — 8,4%.
• Более 16% граждан до сих пор не определились в своих предпочтениях.
Все социологические центры, включая тот, что основан руководителем избирательной кампании действующего президента, показывают приоритет Зеленского в первом туре.
В команде Зеленского (не путать с «95-м кварталом») объединились и экономисты-реформаторы с известными именами, и серьезные финансисты, есть даже доктор юридических наук, чуть-чуть не попавший по конкурсу в члены Верховного суда, а не только юристы олигарха Коломойского. Они «заточены» на вхождение во власть по партийному списку, осенью. Не забываем, что Украина — парламентско-президентская республика, и взятие Рады представляется более значимой целью, чем одна «расстрельная» президентская должность.
Да и журналисты, рассуждая на тему «блицкрига» Зеленского, выносят свои сомнения в подзаголовки статей: «За неделю до выборов, кажется, мало что может помешать главному юмористу страны стать главным человеком в государстве. Кажется».
Ощущение мегамистификации не покидает, нет.
Кто делает погоду
Война и коррупция — главные беды Украины — бьют и по рейтингу главы государства. Только удалось притушить скандал с «Укроборонпромом» и дипломатический скандал, связанный с послом США, как оказалось, что некий чин из СБУ, российский «крот» с 2014 года, сбежал в Москву, дает там пресс-конференции, а в «ДНР» перебрался уволенный сотрудник секретного отдела военкомата из Мариуполя, с пакетом персональных данных офицерского состава… Понятно, что Порошенко — мишень для остальных кандидатов и объект жесточайшего троллинга уличных протестных акций. Президент огрызается, но терпит.
При этом у него есть ядерный электорат, который разделяет однозначную позицию по поводу вооруженного конфликта с Россией, курса на ЕС и НАТО, а также оценил усилия по созданию поместной церкви.
Дополнительным поводом для консолидации способна стать опасная активность спецслужб РФ на оккупированных территориях Донбасса. По заявлению внешней разведки Украины, туда планируют массово завезти и раздать населению российские паспорта, чтобы следом официально направить военный контингент для защиты соотечественников. Как известно, в Думе подан проект о непризнании итогов украинских выборов — наблюдателей от России на них не будет.
По мнению экспертов, на ядерных опирается и
Январский митинг сторонников Юлии Тимошенко
Но база роста ее электората уже выбрана Зеленским. Зато полку избирателей Гриценко, считают социологи, может прибыть за счет тех, кто так и не уговорит себя считать второй срок Порошенко меньшим злом, а не консервацией олигархического правления с проевропейской риторикой.
Бывшие однопартийцы Януковича удивили перед выборами расколом. Прежде такое случалось только с демократами. Бойко достался самый крупный «осколок» — граждане, ориентированные на социализм доперестроечной эпохи. Но их голоса уже не сделают погоды в Украине.
Источник