Во вторник, 30 апреля, Алексей и Олег Навальные дали показания следственному судье во французском городе Ван (Бретань), рядом с которым зарегистрирована компания Yves Rocher. Опрос произошел в рамках предварительного следствия по подозрению в «заведомо ложном доносе», в котором братья обвиняют компанию в связи с действиями российского представительства «Ив Роше», и конкретно его бывшего директора Бруно Лепру.
«По этому делу я отсидел год под домашним арестом», «нас с Олегом осудили. Меня условно (на 3,5 года — Прим. ред.), а он просидел по этой фальшивке 3,5 года в реальной тюрьме», — написал Алексей Навальный, анонсируя начало предварительного следствия во Франции.
Олег и Алексей Навальный через адвоката-правозащитника Вильяма Бурдона и его партнера Амели Лефевр подали эту жалобу против Yves Rocher в конце июня 2018-го, а 5 февраля 2019-го дело было передано следственному судье.
Он, после опроса заинтересованных лиц и ознакомления с деталями дела, должен будет «в разумные сроки» либо отправить его в суд, либо объявить об отсутствии состава преступления. Адвокаты Навальных, заявляя о том, что «дело Ив Роше» было «абсолютно незаконным», надеются, что разбирательство во Франции позволит «определить уголовную ответственность в происхождении клеветнического доноса».
Напомним, в декабре 2012 года корреспондент «Новой газеты» Ирек Муртазин, приложив документы, первым сообщил о том, что «по заявлению генерального директора российского подразделения всемирно известной косметической компании — ООО «Ив Роше Восток» — в отношении Алексея Навального и его брата Олега было возбуждено уголовное дело».
Заявление Бруно Лепру на имя Александра Бастрыкина, руководителя Следственного комитета, было зарегистрировано в Главном следственном управлении СКР 10.12.2012. И в тот же день следователь по особо важным делам ГСУ СКР майор Пищулин А.О., по согласованию с руководителем ГСУ генералом Щукиным, вынес «Постановление о выделении в отдельное производство материалов уголовного дела». Нашего журналиста Муртазина позднее вызывали на допрос в СКР, пытаясь обвинить в «разглашении тайны следствия».
Из заявления Бруно Лепру следовало, что сотрудников ООО «Ив Роше Восток» «убедили в 2008 году заключить договор на перевозку грузов и транспортно-экспедиционное обслуживание… с ООО «Главное подписное агентство», в результате чего ООО «Ив Роше Восток» было вынуждено пользоваться услугами указанного перевозчика без возможности выбора другого контрагента и согласования новых цен. Следственный комитет обвинил Олега и Алексея Навальных, учредивших фирму «Главподписка», в «мошенничестве» и «легализации денежных средств, полученных преступным путём».
Тогда же, в декабре 2012-го, но уже после заявления Бруно Лепру в СКР, компания «Ив Роше Восток» (по указанию самого Лепру), «провела внутреннюю проверку», которая не выявила никаких нарушений в ходе сотрудничества с «Главподпиской». В суде представители «Ив Роше Восток» (сам Лепру в суд не пришел) выступили на стороне братьев Навальных, заявив, что договор был полностью выполнен и никакого ущерба французской компании не причинил. Но суд положил в основу приговора показания Бруно Лепру, данные во время предварительного следствия.
(Когда история получила огласку, компания «Ив Роше» не стала продлевать контракт с генеральным директором российского представительства. Лепру уехал во Францию, но вскоре нашел новое место работы в компании «Иль де Ботэ», которая отныне полностью принадлежит французской группе LVMH).
30 декабря 2014 года Замоскворецкий суд Москвы вынес братьям Навальным обвинительный приговор.
Еще до вынесения приговора, в августе 2014-го, Леонид Волков, друг и соратник Навального, создал сайт «Один вопрос к Ив Роше». Вопрос звучал так: «Был или не был нанесен ущерб действиями Алексея Навального?».
«На сайте была петиция к компании «Ив Роше», требующая отозвать заявление в отношении братьев Навальных; мы просили всех распространять в Европе историю о том, как европейская компания под давлением Следственного комитета РФ идет на аморальные, неэтичные шаги под угрозой для своего бизнеса в России», — вспоминает Волков.
В октябре 2014-го, по приглашению французского адвоката Бурдона он приезжал в Париж, где презентовал акцию.
Бурдон предложил бесплатно помочь в «оказании давления» на компанию «Ив Роше». «В течение последних десяти-пятнадцати лет западные предприятия множили этические обязательства. Никто их не заставлял, кстати», — говорил Бурдон собкору «Новой» Юрию Сафронову, показывая распечатку «Кодекса ведения дел группы Yves Rocher». Согласно кодексу, компания объявляла своими приоритетами «Инновации и Отвагу, также как и Отказ заниматься любыми Сокрытиями, Мошенничеством или Обманом». И брала обязательство — «Какими бы ни были страны, в которых работают Группа и ее поставщики — уважать Права Человека, наши этические правила и социальные установления…».
«Компания не только должна прямо высказать свою позицию по делу. Она должна извиниться перед Навальным!» — говорил Бурдон. Извинений не последовало.
Пресс-служба Yves Rocher заявила местному изданию Ouest France о том, что в компании удивлены этой жалобой, по поводу которой суд пока ничего не сообщал и никого не вызывал. Адвокат Вильям Бурдон в интервью RFI отметил, что представители «Ив Роше» уже направили ноту в прокуратуру: они оспаривают компетентность французского суда по этому делу и признание братьев Навальных в качестве потерпевших.
«Это обвинение (против Навальных) было выдвинуто компанией Yves Rocher с полным осознанием дела», компания «не могла не знать», что это будет использовано «для политической криминализации господина Навального», — заявил Бурдон агентству AFP, приехав во дворец правосудия города Вана.
Леонид Волков сейчас вспоминает, что они подавали несколько заявлений во французскую прокуратуру, но безрезультатно. По мнению Волкова, «дело сдвинулось» вследствие решения, которое вынес в октябре 2017 года Европейский суд по правам человека.
ЕСПЧ тогда признал, что в деле «Ив Роше» были нарушены статьи 6 и 7 Европейской конвенции по правам человека (о праве на справедливое судебное разбирательство и о наказании только на основании закона) и присудил братьям Навальным компенсацию в 76 тысяч евро.
9 апреля 2019-го Европейский суд по правам человека признал незаконным домашний арест Алексея Навального в рамках дела «Ив Роше» и присудил ему 20 тысяч евро компенсации морального вреда и еще 2,7 тысячи в качестве судебных издержек.
Источник