25 лет назад в нашу жизнь прочно вошло слово, знакомое теперь всем – Чернобыль. Самая крупная ядерная авария в мире произошла в ночь с 25 на 26 апреля 1986 года в 1:23 на четвертом энергоблоке Чернобыльской АЭС.
Тон первых сообщений был крайне скупым и осторожным, и только на следующий день, 27 апреля, было сказано, что на ЧАЭС произошел взрыв, что погибли по меньше мере два человека и что случился выброс радиации, а иностранные СМИ уже вовсю писали о распространении радиоактивного облака. Для примера масштаб радиоактивной утечки: через несколько часов после аварии, 26 апреля, на АЭС в шведском городе Форсмаке сработала радиационная сигнализация, а АЭС находится за тысячу километров от Чернобыля.
Только 28 апреля, почти через 2 суток, опять же осторожно, начали сообщать советским гражданам о серьезности случившегося.
28 апреля в 14:00 началась эвакуация людей из района аварии. В тот день из Чернобыля было вывезено около 45 тысяч человек.
Через 10 дней пожар был потушен, а утечка радиоактивных веществ локализована, но к тому времени радиация уже распространилась на три региона СССР – Украину, Белоруссию и Россию – значительную часть Европы и дальше.
Благодаря мужеству тысяч ликвидаторов число жертв и распространение серьезнейших последствий было предотвращено. 50 рабочих, сражавшихся с огнем и расплавленным ядром реактора, погибли, а еще около четырех тысяч скончалось предположительно от последствий облучения.
Уровень радиации на АЭС оценивался выше 20 тысяч рентген в час, что в 40 раз превышает смертельную дозу.
В первые дни после аварии было также эвакуировано население из ближней (10-километровой) зоны ЧАЭС.
2 мая было принято решение об эвакуации населения из 30-километровой зоны АЭС и ряда населенных пунктов за ее пределами. Впоследствии до конца 1986 года из 188 населенных пунктов было эвакуировано более 135 тысяч человек, включая жителей ближайшего города Припять, и более 200 тысяч – в последующие месяцы.
Для ликвидации последствий аварии были задействованы 600 тысяч человек из всех республик бывшего СССР, примерно 300 тысяч из них были россиянами.
Сегодня мы знаем, что было заражено 200 тысяч кв. км территории Европы и бывшего СССР, а последствия для флоры, фауны, воды, окружающей среды и здоровья людей оказались непоправимыми. А потом в наш лексикон вошло еще одно слово, пришедшее из романов Стругацких – ЗОНА.
Специалисты до сих пор спорят о том, каковы на самом деле последствия чернобыльской аварии. По данным ВОЗ, сейчас на территориях вокруг Чернобыля, которые 25 лет назад в той или иной степени подверглись радиоактивному заражению, проживает почти 7 млн человек. В основном эти области заражены цезием-137, период полураспада которого составляет 30 лет. Значит, множество людей еще долго будут жить в условиях повышенной радиации, а последствия аварии будут сказываться на здоровье их потомков. Всего за 95 лет, начиная с 1986 года, от рака погибнут 900 тыс. человек из числа ликвидаторов чернобыльской аварии и жителей зараженных областей, считает ВОЗ.
В последнее время появляется все больше и больше описаний Зоны – от журналистов, туристов, сталкеров. Произошедшая трагедия и ее последствия, которые будут проявляться еще сотни и сотни лет, привлекает как исследователей, так и авантюристов всех мастей.
Несмотря на страшную тишину, нависающую на 30 километрами, в Зоне есть люди: сталкеры и «самоселы» – те, кто никогда не оставит Зону.
«Самоселами» становятся чаще всего, пожилые люди, ранее эвакуировавшиеся, но спустя некоторое время, вернувшиеся обратно. Никто не знает точно, сколько их проживает на зараженных территориях (примерно от 300 человек до 350). Причины для возвращения обычно две – привычка к дому и невозможность жить на Большой Земле.
Самоселы живут в тишине, кормятся натуральным хозяйством, лесом. О радиации иногда даже получается забыть, ведь внешне природа не изменилась.
О флоре и фауне Чернобыля уже ходят легенды – без вмешательства человека Зона стала прекрасным заповедником, но очень опасным. Даже один шаг, сделанный по дикой траве в Припяти, может оказаться смертельным.
Одна из местных «достопримечательностей» – «рыжий» лес. Правда, леса как такового уже нет. Сосняк, который рос там на момент катастрофы, настолько облучился, что ночью горел оранжевым огнем. По некоторым сведениям, это самое зараженное место во всей зоне: в ночь катастрофы дул слабенький восточный ветер, и к востоку от станции образовалась ее радиоактивная «тень». Здесь на землю выпало основное количество опасных частиц. На следующий день ветер сменился на западный, но первый удар приняла именно эта рощица. Деревья, которые росли, мгновенно умерли и светились по ночам. Их вырубили и закопали тут же. А на их месте вот выросли новые – аллея сосенок, которые странным образом мутировали и теперь выглядят, как пальмы с огромными еловыми лапами. Облучение тут доходит до 1200 микрорентген.
Прошло 25 лет. Для того чтобы окончательно избавиться от радиации в районе Чернобыльской АЭС, понадобится еще 25 000 лет. Саркофаг, наспех возведенный над четвертым реактором в 1986 году, за прошедшие 25 лет пришел в негодность и уже не считается надежным
Как сообщает агентство France Press, на прошлой неделе украинские власти заявили, что на то, чтобы возвести над аварийным четвертым реактором новый саркофаг, не хватает 600 миллионов евро.
Зона живет по своим законам, природа потихоньку отвоевывает свое, несмотря на радиацию, вопреки всему, а человек… человек оказался самым хрупким ее созданием и третьим лишним в этом удивительном симбиозе: радиации и природы. И ему в этом союзе, видимо, нет места.