Досуг Общество Легенды и Мифы Живой мир Игры МАГАЗИН ДЛЯ ВСЕХ

Новое на сайте

Главная » Общество » Пиво — крепкий алкоголь

Пиво — крепкий алкоголь

день пивовара11 июня в России отмечался День пивовара, но виновники торжества встречают профессиональный праздник если не со слезами, то с тревогой в глазах. Неприятности сыплются на отрасль, как из рога изобилия: в феврале 2011-го в первом чтении принят законопроект, приравнивающий пиво к алкоголю и сулящий пивоварам массу проблем;, а еще разрабатывается новый техрегламент, который запретит пивоварам использовать любые зерновые материалы, кроме ячменного солода.
Инициаторы нововведений говорят, что единственная их цель — борьба с пьянством в российском обществе, но характер антиалкогольных инициатив наводит на мысль, что речь, возможно, идет о противостоянии двух влиятельных группировок алкогольного рынка — пивоваров и водочников.
Тяжелая эпоха перемен
Законопроект о поправках в закон «О госрегулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и признании утратившим силу закона «Об ограничениях розничной продажи и потребления пива и напитков, изготавливаемых на его основе» дамокловым мечом висит над пивными компаниями.
Борьба вокруг документа идет жесткая, второе чтение, намеченное сначала на апрель 2011 года, затем на май, на июнь, раз за разом откладывалось. Что, впрочем, неудивительно — в 90-х пивоваренные компании потратили немало сил, чтобы добиться особого «неалкогольного» статуса для своей отрасли, благодаря чему избежали множества ограничений, налагаемых на производителей других алкогольных напитков. Теперь в одночасье пивовары могут лишиться всего завоеванного.
Приравнивание пенного напитка к алкоголю означает запрет рекламы пива на телевидении, в общественных местах и печатных изданиях, за исключением специализированных, запрет на ночную торговлю пивом, запрет на продажу пива в ларьках и т.д.
Последний пункт пока носит довольно формальный характер — в нынешней редакции законопроекта запрет на торговлю в киосках распространяется лишь на пиво крепостью выше 5%, а ведь обычно крепость пива чуть ниже. Правда, один из авторов антипивных инициатив, депутат Госдумы Виктор Звагельский в своих интервью заявлял, что ко второму чтению в законопроект будет внесена поправка, снижающая порог крепости до 1,5%.
Лицензии, лицензии…
Но запрет пивной рекламы и продажи пива в ларьках отрасль сможет пережить относительно без потерь. До трех четвертей рынка пива контролируют крупные транснациональные компании, у которых хватит ресурсов на разработку новых маркетинговых стратегий и изменение логистических схем. Самым тяжелым ударом в случае принятия законопроекта станут процедура лицензирования и новые техрегламенты.
Лицензирование производств — общая напасть для алкогольного рынка. В этом году, по данным юридической компании «Пепеляев Групп», новые лицензии должны получить более 500 производителей спирта и алкоголя. Но, как показывает практика, даже маститым компаниям сделать это очень непросто.
В начале года из-за отсутствия лицензии более чем на два месяца прекратил работу один из крупнейших производителей слабого алкоголя — петербургский завод «Браво Премиум». В марте 2011-го остановили выпуск продукции «Кубанская винная компания» и крупнейший российский производитель коньяка Московский винно-коньячный завод КиН.
Юристы «Пепеляев Групп» настаивают, что чиновники Росалкогольрегулирования, в чьем ведении находится выдача лицензий, «слишком расширительно» толкуют закон, чем создают почву для коррупции. Через суд, даже если тот признает правоту истца, компании не могут компенсировать все убытки, понесенные из-за вынужденного простоя, поэтому у предпринимателей возникает соблазн решить вопрос неформально, пояснил руководитель аналитической службы «Пепеляев Групп» Вадим Зарипов.
Пока пивовары в силу своего «неалкогольного» статуса избавлены от необходимости лицензировать свои производства, но, как только пиво будет приравнено к алкоголю, это коснется и их.
Так что же вреднее?
В России и пиво, и водка одинаково доступны — пиво в регионах стоит 20–25 рублей (две буханки хлеба), минимальная цена легальной водки составляет 89 рублей. Соотношение в цене примерно ¼, а если брать нелегальный алкоголь, то даже ½. При том что в советское время это соотношение составляло примерно 1/10.
Ряд экспертов, сетующих на чрезмерную доступность пива, твердо стоит на том, что рост цен на крепкий алкоголь недопустим, так как приведет к росту нелегальной и контрафактной продукции (сегодня она превышает 50% рынка).
Сторонники пивных ограничений — многие из них имеют отношение к алкогольному бизнесу — настаивают, что именно доступность пива слишком дорого обходится нашему обществу. На сайте Союза производителей алкогольной продукции (объединяет производителей крепких напитков) пиво названо главным виновником раннего приобщения подростков 13–15 лет к алкоголю.
«Пиво — это крутой алкогольный напиток, который надо жестко контролировать. В России выросло целое „пивное поколение“», — говорит директор Центра исследований федерального и регионального рынка алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз. Свои слова эксперт подтверждает цифрами: с 95-го по 2007 год потребление пива в России увеличилось в 5,5 раз — с 15,5 л до 81 л на человека в год.
Пивовары и солидарные с ними эксперты апеллируют к мировому опыту — президент компании «Очаково» Алексей Кочетов не раз заявлял в своих выступлениях, что на Западе пиво отделено от алкогольных напитков и помещено в самостоятельную категорию. Для пива действуют менее строгие ограничения, чем для крепкого алкоголя, и делается это как раз в целях борьбы с пьянством.
«В мире часто боролись с алкоголизмом, снижая градус, — поясняет директор Национального научного центра наркологии Евгения Кошкина. — Чем крепче алкоголь, тем последствия его употребления более разрушительны для организма».
К схожим выводам пришли и эксперты Российской экономической школы (РЭШ), представившие весной прошлого года результаты развернутого исследования на тему «Потребление алкоголя в России: влияние на здоровье и смертность» (профинансировано пивной компанией SAB Miller). Резюме исследования таково: вред от крепкого алкоголя превышает эффект частого потребления вина и пива.
Эксперты подчеркивают: любой алкоголь вреден, но в пиве его концентрация меньше, образно говоря, бутылка водки соответствует пяти литрам пива, выпить столько жидкости за один присест физически невозможно. Исходя из принципа минимизации вреда, власти европейских государств стараются переориентировать население с употребления крепких напитков на более слабые.
Пьют все больше — и то, и другое
Противники «пивных вольностей» уверяют, что никакого замещения не происходит. «Теория»вытеснения крепких напитков не подтверждается, — говорится на сайте СПАП. — Большинство экспертов констатируют параллельный рост пивного и водочного алкоголизма среди подростков и молодых людей.
По данным Вадима Дробиза, за период с 1995-го по 2007-й, когда потребление пива выросло в 5,5 раз, потребление крепкого алкоголя тоже увеличилось более чем на 20%.
Снижение производства пива, начиная с 2008 года, Дробиз связывает не с ростом пивных акцизов, и даже не с экономическим кризисом, а демографическим кризисом, в котором оказалась наша страна. С середины 90-х армия любителей пива прирастала за счет молодых людей 13–15 лет. Резкое снижение рождаемости, начиная с 1990 года, привело к снижению притока новых потребителей пива.
Директор ЦИФРРА считает, что путь борьбы с алкоголизмом в России путем повышения цен — тупиковый. Ведь главная причина алкоголизации населения, по мнению эксперта, не в доступности алкоголя, а в хронической бедности и отсутствии социальных перспектив для значительной части населения.
Снижение же уровня пьянства в Европе за последние 40 лет Вадим Дробиз связывает не с жесткой акцизной политикой, а с построением развитого общества потребления.

 

Архив Вестник К