С жалобой в высший судебный орган страны обратились старший участковый уполномоченный Алексей Мумолин и налоговик Любовь Кондратьева. Милиционера уволили после того, как он выложил в Интернете видеообращение к главе МВД Рашиду Нургалиеву, в котором рассказал о том, что в городском УВД Тольятти участковых перегружают работой и заставляют отчитываться о раскрытиях преступлений, даже если таковых не было. Ролик, к слову, был одним из целой серии аналогичных видеообращений милиционеров и сотрудников прокуратуры, последовавших за публичным рассказом о проблемах в системе внутренних дел майора Алексея Дымовcкого.
Напомним, в октябре 2009 года участковый Автозаводского УВД Алексей Мумолин выложил в Интернет видеообращение к главе МВД Рашиду Нургалиеву, в котором раскритиковал палочную систему в правоохранительных органах. В отношении него началась служебная проверка. Мумолина перевели на другую должность, правда, потом опять вернули на прежнее место работы. А 20 марта 2010 года он провел одиночный пикет, которым он высказал несогласие с решением руководства, лишившего его премии. Приказом от 30 марта майор милиции Алексей Мумолин был уволен из органов внутренних дел за поступок, порочащий честь сотрудника милиции. МУмолин подавал жалобы в суды различных инстанций, однако ни одно из них так и не удовлетворили.
А главного налогового инспектора Межрайонной инспекции ФНС России по Центральному федеральному округу Кондратьеву уволили после того, как она в эфире телеканала “ТВ-Столица” рассказала о неправильной выплате командировочных в ее ведомстве.
Норму законов “О государственной службе” и “О милиции”, обязывающую их хранить молчание, заявители сочли противоречащей свободе слова, гарантированной Конституцией.
Суд признал допустимым публичное выражение государственным служащим мнения по вопросам, представляющим общественный интерес, а также информирование общественности о незаконных действиях или правонарушениях госоргана или должностного лица, говорится в официальном сообщении на сайте суда. Публичное выражение своего мнения Конституционный суд счел допустимым, но только если оно аргументировано и основано на реальных фактах и “соответствует общественным интересам, а мотивом выступления не является обида или достижение личных целей”. Правда, КС предупредил жалобщиков на будущее, что они должны думать о последствиях сказанного, и напомнил, что ограничения, накладываемые госслужбой, компенсируются социальными гарантиями — санаторным лечением, медобслуживанием и прочими льготами. Но дела Кондратьевой и Мумолина постановил все же пересмотреть.