6 июля Госдума РФ приняла во втором — основном — чтении правительственный законопроект, ставший известным как «антиалкогольный». Этот резонансный документ, в том числе, приравнивающий /с точки зрения ограничений/ пиво к алкоголю, призван «впервые создать четкий и прозрачный механизм по государственному регулированию отрасли».
Как сообщило ИТАР-ТАСС, алкогольная продукция будет разделена на непосредственно спиртные напитки /в том числе водка/, вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино /шампанское/, винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе. Всем этим наименованиям даются новые подробные определения.
Как пояснил сегодня журналистам член профильного думского комитета по экономполитике и предпринимательству, председатель подкомитета по подакцизным товарам Виктор Звагельский /»Единая Россия»/, законопроект вводит «современные довольно жесткие лицензионные требования». Кроме того, запрещается реклама любого алкоголя, включая пиво, а также «жесткие запретительные меры, касающиеся времени продажи и мест продажи». «Также в законопроекте прописаны очень четкие современные требования к торговым площадям», — отметил парламентарий.
С июля 2012 года алкоголем предлагается считать напиток с содержанием спирта от 0,5 проц. К этому же времени правительство должно будет составить перечень продукции, которая содержит больше 0,5 проц алкоголя, но которая не относится к алкоголю. В этом списке должны оказаться и кефир и квас, заверил Звагельский.
Производством и оборотом алкоголя, кроме розничной продажи, смогут заниматься только организации, выполнившие требования, предъявляемые к складским помещениям. Таковые должны быть в собственности или аренде на срок не менее 1 года. Продавать горячительные напитки в розницу можно будет по ценам не ниже установленных уполномоченным органом госвласти. Устанавливается, что на алкогольной продукции обязательно должна быть надпись о ее вреде.
Законопроект сокращает с 40 проц до 25 проц крепость алкоголя, производство и оборот которого организация должна декларировать и вести учет. Для индивидуальных предпринимателей /ИП/ правила еще строже: они будут обязаны вести учет и декларирование розничной продажи пива. В розницу алкоголь смогут продавать только организации. ИП — наиболее распространенные владельцы ларьков — не смогут продавать хмельные напитки, за исключением пива, и то только до 1 января 2013 года.
Запрещается торговля любым алкоголем /в том числе пивом/ на территориях, прилегающих к детским, образовательным и спортивным учреждениям. В организациях культуры можно будет купить алкоголь, но только в буфетах и столовых.
После вступления закона в силу, алкоголь нельзя будет купить не только в общественном транспорте, но и на остановках, в том числе в метро, а также на автозаправочных станциях.
Запрещается продажа алкоголя свыше 16,5 проц /сейчас — 15 проц/ содержания спирта на рынках, на вокзалах, аэропортах, в местах массового скопления граждан. Однако на таких объектах ИП будет разрешена торговля пивом в точках общественного питания. В ларьках будет разрешено продавать до 2013 года алкоголь с содержанием спирта до 16,5 проц.
Одновременно вводится запрет на употребление алкоголя в данных местах. Среди других новых ограничений — запрет выпивать во дворах, подъездах, на лестничных площадках, в лифтах, на детских площадках. Нельзя будет выпивать /кроме как в пунктах питания/ в городских парках, садах, озерах, пляжах. Запрещена и розничная продажа алкоголя с 23 до 8 часов, за исключением организаций общепита.
«Благодаря четкому регулированию, алкогольный рынок страны, наконец-то, станет прозрачным, повысится качество выпускаемого алкоголя и будет нанесен существенный удар по контрафактной продукции. Данный законопроект – первый шаг в деалкоголизации нашей страны», — заявил Звагельский.
Как напоминает АЭИ «Прайм», правительство рассчитывает к 2020 году более чем вдвое снизить потребление алкоголя в РФ и добиться полного исчезновения нелегального алкогольного рынка. В структуре потребления алкогольной продукции доля крепких напитков должна понизиться. Премьер-министр РФ Владимир Путин поручил Минздравсоцразвития выделить 350 млн руб на пропаганду здорового образа жизни, в том числе на рекламные антиалкогольные и антитабачные кампании.
В России от случайного отравления алкогольной продукцией умирает более 23 тыс человек, а от болезней, связанных со злоупотреблением алкогольной продукцией — более 75 тыс человек в год. Насколько действенными в плане борьбы с алкоголизмом окажется решение увеличить по времени запрет на ночную торговлю спиртным, можно судить лишь по прошествии некоторого времени.
Отметим также, что инициируя решения ограничить торговлю крепким алкоголем в ночное время, российские власти вовсе, как говорится, не изобрели велосипед.
Ограничения на часы продажи спиртного наряду с ограничениями на место продажи и возраст покупателя являются одной из самых распространенных в цивилизованных странах мер по борьбе с излишним употреблением спиртных напитков гражданами страны. Один из первых запретов на торговлю спиртным в ночное время был введен в 1915 году в Великобритании. В ноябре 2005 года указом королевы Елизаветы II этот запрет на продажу спиртного в ночных клубах и пабах после 23.00, действовавший в течение 90 лет, был снят. Сегодня бары и пабы могут получить лицензию на круглосуточную торговлю спиртным, но только при условии, что местные власти, общественные и коммерческие организации не выдвинут веских возражений. Фактически лицензию на увеличение времени торговли спиртным удалось получить трети британских питейных заведений. Продажа спиртного в британских розничных магазинах сегодня разрешена с 8.00 до 21.00.
В 20 европейских странах введены ограничения на часы продажи спиртных напитков. Во Франции и Германии ограничения на часы торговли частично совмещены с ограничениями на место: на заправочных станциях запрещена продажа алкогольных напитков с 10.00 до 18.00. А в Ирландии ограничения на часы продажи связаны с возрастом покупателя: вход в бары, торгующие спиртным, после 21.00 запрещен лицам, не достигшим 18-летнего возраста. В Эстонии запрет на ночную торговлю спиртным обычно оставляется на усмотрение муниципальных властей. В частности, в Таллине в 2000 году была запрещена продажа спиртных напитков после 19.00, причем запрет распространяется даже на ночные заведения, имеющие лицензию на торговлю спиртным. В Латвии на государственном уровне действует запрет на продажу спиртного, в том числе крепкого пива, после 22.00 в местах розничной торговли. Торговля алкоголем разрешена только в барах и ресторанах, имеющих соответствующую лицензию.
В скандинавских странах как такового запрета на торговлю спиртным в ночное время нет. Однако во всех этих странах, за исключением Дании, она разрешена только государственным розничным сетям, которые закрываются достаточно рано. Так, шведская сеть магазинов, торгующих спиртным, Systembolaget работает с 10.00 до 18.00 в будние дни, с 10.00 до 13.00 в субботу и закрыта по воскресеньям. В Финляндии вне государственной монополии Alko разрешена торговля только вином и пивом крепостью не выше 4,7 проц. Магазины Alko работают с 9.00 до 20.00. В Исландии и Норвегии спиртными напитками крепостью выше 4,8 проц также торгуют исключительно государственные Vinbud и Vinmonopolet соответственно.
В США ограничения на часы продажи спиртных напитков устанавливаются администрацией каждого штата. В большинстве штатов такие ограничения есть. Так, в Калифорнии торговля спиртным как в барах, так и в розничных сетях запрещена с 2.00 до 6.00. В штатах Айдахо и Джорджия ограничений нет, в Мичигане спиртное нельзя продавать с 2.00 до 7.00, в штате Висконсин — с 21.00 до 8 часов утра.