1. Поминальный крест на Спасском мемориальном кладбище лагеря № 99, в 25 километрах от Караганды, где в бесчеловечных условиях содержались политзаключенные и интернированные, а с 1941 и военнопленные. Только по официальным данным более пяти тысяч из них навсегда остались в братской могиле
2. Здесь нет места забвению и лжи. Здесь оглушительно тихо. И очень страшно
3. Казахи, немцы, русские, румыны, венгры, поляки, белорусы, евреи, чеченцы, ингуши, французы, грузины, итальянцы, киргизы, украинцы, японцы, финны, литовцы, латыши, эстонцы – адские жернова НКВД перемалывали всех, не разбирая национальностей
4. Зловещее безмолвие изредка нарушает звон поминального колокола на мемориале
5. В систему Карлага входило множество лагерей и зон особого назначения (особлагов). Самые крупные из них Спасслаг (военнопленные), Алжир (Акмолинский лагерь жен изменников Родины) Степлаг (украинцы, прибалты,власовцы). Административным центром Карлага стал поселок Долинка в 50 км от Караганды
6. Общая территория Карлага по площади сопоставима с территорией Франции
7. После закрытия Спасслага практически все здания разрушили. А на месте лагерного управления разместили воинскую часть
8. Памятник солдату воинской части
9. Основной деятельностью заключенных была добыча камня для строительства автодорог. Все работы производились вручную. Люди погибали от холода, голода и физического истощения. Наиболее слабых добивала охрана
10. Стены ставились на века. Камни подогнаны без единого просвета и без использования строительного раствора. Тех, кто погибал во время строительства, просто закапывали под фундамент стен и работа продолжалась далее
11. На момент создания лагерей уполномоченные спецчасти НКВД насильно выселили с этой территории все местное население. Зачастую с принудительным изъятием скота. Для казахов это означало голодную смерть
12. Вся Долинка была опоясана колючей проволокой. Вход на территорию осуществлялся по спецпропускам вплоть до начала 80-х годов. Вокруг поселка до сих пор находятся функционирующие колонии
13. После ликвидации лагеря остались только разбросанные по степи мотки колючей проволоки. Эти «ежи» обходят стороной даже сборщики металлолома
14. Величественное здание в стиле «сталинского ампира». Центр ада. Управление Карлага в поселке Долинка
15. Сегодня здесь располагается музей жертв политических репрессий
16. Под стеклами — подлинные документы. Живые свидетельства рутинной бесчеловечной системы, целью которой было превращение своего народа в обезличенную рабскую массу
17. Обвинительный приговор Сакену Сейфуллину. Великий писатель и патриот своей родины был арестован как «буржуазный националист, работавший на японскую разведку» и расстрелян 28 февраля 1939 года в застенках Алма-Атинского НКВД
18. По ложным обвинениям в застенках НКВД были уничтожены все лидеры «Алаш-Орды». Таким образом, сталинская машина расправилась с казахской интеллигенцией, боровшейся за независимость Казахстана после революции
19.
20. Охрана Карлага набиралась из «классово близких элементов» — людей без принципов, исполнительных и жестоких. Для получения внеочередной премии охранники убивали двоих заключенных и докладывали руководству о пресечении попытки массового побега. За массовый побег премия была в два раза больше, чем за одиночный
21. Коридор цокольного этажа. Здесь располагались пыточные камеры, карцеры и расстрельная стена
22. Большинство политзэков попадали в лапы НКВД по анонимным доносам
23. За этими дверьми рушились судьбы сотен невинных людей
24. Карцер. Заключенному разрешалось спать на ледяном полу 4 часа в сутки. В остальное время он обязан был стоять. За попытку прислониться к стене жестоко избивали
25.
26. Особо несговорчивых сажали в яму и не давали воды и пищи несколько дней
27. На территории Карлага действовало несколько «шарашек» — лабораторий, где заключенные из числа бывших научных сотрудников работали на благо Родины
28. Счет погибшим от болезней не велся, а личные дела после смерти уничтожались. Так человек исчезал навсегда
29. В Карлаг ссылали интеллигенцию Советского Союза, среди которых фигурировали такие имена, как: величайший биолог Чижевский, Лев Гумилев, отец Севастьян
30. Допросы велись круглосуточно. Очень часто при этом люди сходили с ума
31. Для сотрудников НКВД — это была обыденная работа, беспрекословное выполнение приказов сверху
32. Агитационная работа в лагерях была поставлена на высокий уровень
33. Пыточная камера. Запах крови здесь стоит до сих пор. Людей били, пытали электричеством, разбивали молотками пальцы
34. Лобное место в конце коридора цокольного этажа. Здесь приводили в исполнение «высшую меру социальной защиты» — расстрел. Приговоренному приказывали встать лицом к стене. Конвоир через решетку отправлял пулю в затылок
35. Участник Кенгирского восстания Иван Иванович Карпинский был заключенным Степлага.
— Сам я с Украины. Меня арестовали за чтение буржуазной литературы. Это была книга по истории Украины. За это мне дали 25 лет лагерей. А мне самому было только 19… Так я попал в поселок Кенгир, заключенные которого строили Жезказган. В основном там была молодежь с Украины, прибалты и власовцы
36. — Охрана лютовала. Заключенных убивали без причины. На Пасху охрана обстреляла колонну с зэками. На следующий день весь лагерь не вышел на работу. К нам в лагерь прислали урок. Уголовников. Для того, чтобы они нас поубивали. Но мы им этого не дали сделать. Тогда в бойне погибло 15 человек. Это был предел…
37. — 16 мая 1954 года мы заблокировали лагерь и потребовали смену режима лагеря. 42 дня мы держали оборону. А 26 июня на нас с самолета скинули несколько фугасов. А потом в лагерь вошли танки. Они стреляли по баракам, давили людей. Вся земля была в крови. Не пожалели ни детей, ни женщин
На вопрос: «Как вы выжили?», Иван Иванович заплакал…
38. — Нас повезли убивать в вагонах для руды. Хотели скинуть в шахту. Пятнадцать минут мы висели над пропастью. Нажали бы кнопку – и 40 метров вниз. Но в последний момент изменили решение. И вот так я выжил…
39. — Здесь я со своими сокамерниками в 1954 году. До сих пор тяжелые воспоминания не дают покоя, и из памяти не вычеркнуть четыре года настоящего ада
40. Условия жизни женщин не отличались от мужских. Та же грязь. Тот же голод. Та же безнадега
41. Было только одно преимущество – женщин практически не расстреливали
42. Полина Петровна Остапчук, бывшая заключенная Карлага.
– Я с Украины. После войны голодали мы сильно, и я собирала деньги на государственный заем после войны. По 50 рублей. Большие деньги тогда были. Заступилась перед начальством за вдову с четырьмя детьми, чтобы у нее денег не брали. За это мне дали 10 лет. Приписали мне работу на американскую разведку. Не давали спать неделю, и я все подписала
43. — В 1948 году меня отправили в Спасск. Там я пробыла 4 года. Выжила чудом. Потом был Актас. Летом стройка, зимой завод. 4 года на отбойном молотке. А вышла я уже в 1956, отсидев 8 лет
44. — По молодости я была видной девушкой, за мной начал ухаживать комендант лагеря. Четыре месяца ходил за мной, но я на его ухаживания не отвечала, тогда он пригрозил мне устроить «трамвай» — это когда 11 мужчин насилуют, а 12 идет больной сифилисом. Одну девушку так заразили и она вскоре умерла. Мне пришлось согласиться, чтобы сохранить жизнь. Так на зоне я лишилась девственности и родила первого сына…
45. Во время заключения Полина Петровна наблюдала за тем, как один художник рисовал картины и, наблюдая, училась рисовать сама
46. Полина Петровна показывает место своего заключения, нарисованное по памяти.
— Помирали много. С нашего отделения в Спасске по пять гробов в сутки вывозили. Гробы были легкие – настолько люди были истощены. И беспредел был. Женщин насиловали, пытали людей. Но, слава Богу, все это уже давно прошло
47. — Еще я пишу стихи. Это прямо отдушина для меня, чтобы не скучать. В лагере научилась, в самодеятельности. Еще пела. Мы с концертами в другие лагеря ездили. Досиживала я в Долинке – мы там и дома строили, и концерты давали
48. — Эту бумажную икону я пронесла с собой все время моего заключения. После лагерей я каждую минуту жизни ценю…
49. Женщины переживали тяжелое время в разлуке с детьми. Но и сами дети испытывали на себе всю жестокость режима и молча сносили клеймо «дети врагов народа»
50. Кроватка из детдома в Долинке. Как только ребенок подрастал, его забирали в детский дом. Многие так больше никогда и не увидели своих детей
51. Но воспитатели напоминали детям, кто они есть
52. Детей рассылали по детским домам Советского Союза. Чаще всего меняли имя и фамилию
53. Зоя Михайловна Слюдова — ребенок Карлага.
— Маму выслали из Белоруссии в 1939, ей было 18 лет. Я родилась в 1940 году и росла в Долинке. Воспитателями у нас были «жены изменников Родины». А в 8 лет нас перевели в Компанейский детский дом. Воспитатели у нас хлеб отбирали. Зимой не топили. Детей мы сами мертвых выносили. Много умерло. Хоронили детей в деревяных бочках. Гробов на них не выделяли. Мы были детьми врагов народа, нас было не жалко…
54. – А маму никогда не видела. По документам ее где-то под Красноярском расстреляли. В 1955…
55. Дети умирали от голода каждый день. Горе ни на секунду не покидало это проклятое место
56. Здесь хоронили детей, родившихся и умерших в лагере. На самом деле территория захоронения гораздо больше
57. Громадное, размером в 20 стадионов, детское кладбище
58. В этих бараках, построенных зэками, жила лагерная охрана. Часть из них сейчас разобрана на кирпич. В оставшихся живут потомки заключенных
59. Сергей, глава крестьянского хозяйства. Его отец отсидел в лагерях 18 лет:
— В середине 70-х в совхозе решили окопать плотину. Бульдозер снял полметра земли и остановился. Земля была вся белая от костей. Большая часть черепов были детскими. Чтобы не поднимать шума, все срочно закопали обратно
60. Больничный комплекс управления НКВД Долинки
61. Юра, сторож больницы. Его мать — репатриированная немка из Поволжья.
— Здесь все сохранилось в том же виде, как и при Карлаге
62. Больница до сих пор работает и обслуживает местное население
63.
64. Коридор напоминает военное время
65. — При Карлаге здесь была столовая, — рассказывает Юра. — Сейчас котельная
66. Все победы и свершения, все исторические стройки, шахты, дороги, заводы, о которых с гордостью рапортовали со всех трибун в советское время, были построены их кровью и потом. Их жизнями. Переломанными судьбами. Трагедиями целых народов и каждого отдельного человека. Мы не имеем права забывать об этом…
Источник