Самоорганизация тысяч граждан, добровольно помогающих пострадавшим жителям Крымска, сильно напугала власть. Как иначе объяснить появление концепции закона о волонтерстве, вдруг созревшей в недрах Общественной палаты?
Госдума собирается рассмотреть этот законопроект в осеннюю сессию. И скорее всего, примет: закон о волонтерах — явное продолжение весенне-летней серии законов, адресованных российскому гражданскому обществу. Законы о митингах, об НКО, об интернете и о клевете запрещают или сильно ограничивают возможность граждан высказывать свое мнение и объединяться. А закон о волонтерстве затруднит еще и возможность что-то делать друг для друга.
По предложенной концепции волонтер не сможет работать просто так, без организатора(юридического лица, на которого можно возложить ответственность) и без письменного(!) договора с этим организатором. В договоре должны быть прописаны права и обязанности организатора и волонтера. Организаторы, к примеру, должны будут возмещать расходы волонтера, связанные с выполнением поручения(проезд, проживание, питание, приобретение необходимых средств и материалов). А также нести юридическую ответственность за неисполнение договоров с волонтерами и теми, кому они помогают. Организация работы добровольцев станет рискованным делом — несоблюдение условий, изложенных в законе, будет наказываться административно. А если речь пойдет о возмещении расходов, то потребуется еще и грамотная бухгалтерия(и появится возможность наказывать гражданских активистов за неправильное ведение бухучета).
Легко предсказать, во что выльется соблюдение всех бюрократических формальностей. Представьте себе пожар и добровольцев, которые вместо того, чтобы его тушить, бегают в поисках организатора — юридического лица, явившегося на пожар с пачкой договоров, готовых к подписанию.
Для чрезвычайных ситуаций, в которых больше всего нужна помощь волонтеров, время — это самый ценный ресурс. Сейчас добровольцы сильно опережают государственные службы в гибкости и оперативности — достаточно вспомнить наводнение в Крымске или лесные пожары двухлетней давности. Если волонтерам придется вести документацию, это будет не только затягивать сроки, но и, возможно, отобьет охоту у части граждан заниматься добровольной помощью.
Ведь в случае нарушения формальных требований уже принятые нормативные акты — закон об НКО и о митингах — в связке с законом о волонтерах будут бить по активистам с двойной силой.
За примерами далеко ходить не надо: на днях в подмосковных Мытищах местная администрация запретила собирать вещи для пострадавших от наводнения жителей Крымска, пользуясь законом о митингах. Импровизированный пункт приема вещей для пострадавших был организован на центральной площади города. А по новому закону о митингах нельзя устраивать собрания без санкции властей. Полиция зафиксировала факт правонарушения — двум гражданам-физлицам, которые организовали сбор гуманитарной помощи, было выписано официальное предупреждение. Им грозит штраф от 10 000 до 20 000 руб. Волонтеры заявили, что готовы заплатить штраф, но все равно не прекратят сбор помощи жителям Крымска.
Судя по этой ситуации, закон вряд ли остановит большинство добровольцев. Но автоматически сделает нарушителями закона многих граждан, которые сейчас по велению сердца помогают детским домам или старикам, живущим по соседству, тушат пожары или собирают продукты для нуждающихся.
Волонтеры в нашей стране часто заменяют собой государство там, где оно не справляется со своими функциями. Удивительно, как быстро и толково сумели объединиться тысячи незнакомых друг с другом людей и организовать сложное дело, причем абсолютно независимо от государственных служб. Государству впору бы учиться. Но, похоже, в извращенном сознании чиновников добровольцы предстают конкурентами. И судя по всему, конкурентами опасными. Слишком очевидными на фоне активных граждан становятся неэффективность и бессилие госструктур.
Источник