7 мая в суде Центрального района Минска прошло заседание по делу Кирилла Вишневского — того самого, который собирал деньги на форуме белорусского клуба BMW на лечение сестры от смертельного недуга. Как стало известно позже, никакой сестры у Кирилла нет. Вот уже почти полгода задетые за живое члены клуба ждут, когда молодой человек понесет наказание. Сегодня Кирилл объяснял суду, зачем ему понадобились деньги и почему он был вынужден прибегнуть к такой форме их сбора. Пострадавшие не верят бывшему одноклубнику и винят его в лицемерии. Поверит ли судья, станет известно совсем скоро.
У обочин возле здания суда припаркованы BMW. Несмотря на то, что заседание проходило в рабочее время и уже второй раз (пару недель назад адвокат Вишневского попросила перенести слушание по причине того, что ее клиент не получил повестку вовремя), считающих себя пострадавшими собралось более 20 человек. Каждый из них откликнулся на просьбу Кирилла и в ноябре перечислил возможную для своего кошелька сумму денег (в основном жертвовали $50).
На заседание Кирилл пришел с адвокатом, мамой и женой (в этом году молодые люди успели оформить отношения). Свидетелем выступила и двоюродная сестра (оправдываясь еще в ноябре перед форумчанами, Кирилл признавался, что именно двоюродная, а не родная сестра, больна). Девушка жива, здорова и прочитала о том, что Кирилл собирал деньги на лечение своей кузины в статье Onliner.by.
Сторона обвинения считает, что молодой человек должен отвечать по части 1 статьи 14 (покушение на преступление) и части 4 статьи 209 (мошенничество) УК. Обвинитель считает, что суду следует не только учесть фактически собранные деньги, но и ориентироваться на сумму в $70 тыс. — именно столько, как заявлял Кирилл в ноябре, должна была стоить операция сестры. А это уже особо крупный размер.
Сегодня Кирилл утверждает, что ему нужна была намного меньшая сумма — 23—27 млн белорусских рублей. Больший размер он придумал для того, чтобы быстрее собрать деньги (согласно еще одной версии, это сумма из настоящего объявления о болезни реальной девочки, текст которого Кирилл полностью скопировал). Зачем они были ему нужны и для чего он придумал историю? Парень утверждает, что это взаимосвязано. Деньги он собирал на лечение своей девушки (которая теперь стала его женой). Лечение носит относительно интимный характер, поэтому молодой человек не хотел признаваться в этом своим товарищам по клубу.
За несколько дней, пока афера не раскрылась, Вишневский успел собрать около 13 млн рублей. На суде он утверждал, что, как только сумма достигла бы необходимого порога (23—27 млн рублей), он закрыл бы свое обращение.
Когда история начала раскрываться, Кирилл попросил у всех прощения и, по его собственным словам, замученный угрызениями совести, сам пришел в милицию.
Более 20 человек в зале суда слушали эти аргументы с разочарованием. Люди утверждают, что в милицию Кирилл был вызван только после их обращений. Кроме того, у Кирилла есть машина (BMW 1999 года выпуска), которую он мог бы продать, чтобы найти не такие уж большие на сегодня $2,5—3 тыс.
«Мы не верим его раскаянию. Нельзя шутить на такие темы. Кирилл до последнего момента пытался выйти сухим из воды. Строгое наказание поможет ему не только понять, что деньги нужно зарабатывать, но и что наказание неизбежно», — примерно так рассуждает большинство. Почти все пострадавшие отказываются идти на мировую и забирать деньги даже с учетом морального вреда (по мнению Кирилла, компенсация за моральный вред каждому составляет по 500 тыс. белорусских рублей). Делать это нужно было раньше, искренне и добровольно, считают форумчане.
Скорее всего, на следующем заседании суда будет вынесен приговор. Оно назначено на начало июня.
Часть 1 статьи 209 УК предполагает наказание общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.