19 июня 2017 года в медицинском центре штата Огайо скончался 22-летний Отто Вомбиер, который провёл почти 18 месяцев в тюрьме КНДР. Его приговорили к 15 годам каторги за кражу пропагандистского плаката, однако загадочный недуг и последующая кома привели к отправке молодого человека на родину. Спасти его не удалось.
О тюремных условиях в КНДР известно очень мало, однако собранные правозащитниками данные говорят о чрезмерной жестокости и бесчеловечном обращении с заключёнными.
Новый год в КНДР
Отто Вомбиер приехал в Северную Корею вместе с туристической группой в конце 2015 года, спустя два года после поступления на экономический факультет университета Вирджинии. В Пхеньяне он собирался отметить Новый год. До Северной Кореи Вомбиер был в Китае и на Кубе, так что устройство социалистических стран не было для него чем-то новым. В Пхеньяне молодой человек вёл себя сдержанно, не говорил о религии и не критиковал власти КНДР. Для него это путешествие было возможностью повидать мир, сильно отличающийся от привычного в США.
Утром 2 января 2016 года Вомбиер отправился в аэропорт, откуда планировал улететь в Гонконг. На паспортном столе его остановила и увела в комнату охраны полиция. Все остальные участники туристической группы покинули КНДР в тот же день. Вомбиера они больше никогда не видели.
Отто Вомбиер (в дальнем левом ряду) во время путешествия
Около месяца корейские власти ничего не рассказывали о статусе Вомбиера. Лишь в конце января местные СМИ сообщили, что студента судят за попытку украсть из отеля пропагандистский плакат с надписью «Давайте запасёмся патриотизмом во имя Ким Чен Ира». Полицейские сочли срыв плаката, посвящённого смерти бывшего северокорейского лидера, «актом враждебности по отношению к государству».
Основным доказательством выступила низкокачественная запись с камер наблюдения отеля, на которой трудноразличимая фигура человека в коридоре здания снимает некий плакат со стены и кладёт на землю. Правоохранительные органы заявили, что человек на видео — Вомбиер.
В конце февраля в Пхеньяне провели пресс-конференцию, на которой заплаканный Вомбиер зачитал с листа бумаги признание: он хотел украсть пропагандистский плакат и увезти в США. За плакат мать его знакомого, прислужница методистской церкви в Цинциннати, якобы предложила студенту машину стоимостью 10 тысяч долларов. Ещё 200 тысяч должна была получить семья Вомбиера, если его поймают в КНДР.
Кроме того, студент связал свой поступок с тайным обществом университета Вирджинии. Для вступления в него студент якобы должен был украсть северокорейский плакат. Как связано университетское общество с прислужницей методистской церкви, неизвестно. В конце пресс-конференции Вомбиер извинился перед северокорейским народом.
Несмотря на чистосердечное признание, в марте суд Пхеньяна приговорил Вомбиера к 15 годам каторги. Решение вынесли спустя две недели после того, как США наложили новые санкции на КНДР за ядерные испытания. Пресс-секретарь Белого Дома заявил, что северокорейские власти используют арестованных американских жителей как рычаг давления на дипломатические отношения.
Неизвестно, делал ли Вомбиер свои заявления под давлением. Некоторые американские граждане после освобождения из тюрем КНДР утверждали, что их принуждали признать вину. Примечательно, что Вомбиера обвинили в попытке кражи некого плаката, хотя обычно власти КНДР задерживают американцев за шпионаж или религиозную пропаганду (СМИ и правозащитники неоднократно сообщали о случаях гонения христиан в стране).
Возвращение домой
13 июня 2017 года Северная Корея освободила и вернула 22-летнего Вомбиера в США. До этого о состоянии студента не было известно ничего, к нему не пускали американских представителей. Только спустя год после приговора к нему допустили шведских дипломатов, которые взяли на себя роли переговорщиков между США и КНДР.
Узнав о состоянии юноши, представители Швеции связались с американским правительством. После этого власти КНДР сообщили о здоровье Вомбиера его родителям. По их версии, почти сразу после приговора студент заразился ботулизмом — тяжёлой инфекцией, поражающей нервную систему. По рассказам представителей страны, врачи дали студенту снотворное, после чего он впал в кому. Решение вернуть осуждённого за антигосударственные действия власти объяснили «гуманитарными соображениями».
Вомбиера выносят из самолета в медицинский центр
Американские врачи после первичного обследования выявили у Вомбиера обширную гибель тканей всех отделов головного мозга. Периодически он открывал глаза и моргал, но не реагировал на окружающих и звуки. Врачи не нашли признаков инфекции в организме студента и отказались верить в версию КНДР о ботулизме. Следов избиения или травм специалисты не обнаружили.
По предварительной оценке смерть клеток мозга произошла в результате остановки сердца после передозировки лекарствами. Что это были за препараты и зачем их давали Вомбиеру, неизвестно. Присланные северокорейскими врачами МРТ-снимки указывают на то, что травма мозга произошла через несколько недель после приговора. Представители США говорят, что пока не готовы принять северокорейскую версию произошедшего.
19 июня Отто Вомбиер умер в больнице Цинциннати не выходя из комы. Родственники студента поблагодарили врачей за попытку помочь и обвинили в случившемся северокорейские власти. Президент Дональд Трамп связался с родителями погибшего и выразил соболезнования. Он также выступил с официальным заявлением о смерти студента.
Что мы знаем о северокорейских тюрьмах
О тюрьмах в КНДР известно немногое. Вомбиер вернулся на родину в коме, поэтому услышать от него что-то о 18-месячном пребывании под стражей было невозможно. Тем не менее некоторые свидетельства об условиях заключения в КНДР всё-таки есть.
Бывший узник северокорейской колонии, американец и миссионер Кеннет Бэй, обвинённый в 2012 году в антигосударственной измене, в 2016 году выпустил книгу «Не забыт: истинная история моего заключения в Северной Корее». Если верить ей, в течение первых четырёх недель ареста писателя допрашивали с восьми утра и до десяти вечера. Под таким давлением он написал «тысячи страниц» признательных показаний, что могло произойти и с Вомбиером.
После официального приговора Бэя отправили на каторгу. Шесть дней в неделю он вставал в шесть утра, завтракал, молился (ему разрешили держать при себе Библию) и с восьми утра до шести вечера работал на ферме, таская камни и разгребая уголь. За 735 дней заключения он похудел примерно на 27 килограммов. Из-за потери веса и тяжёлых нагрузок у него начались проблемы со здоровьем, он почти не общался с людьми и жил в одиночной камере с туалетом и кроватью.
Кеннета Бэя конвоируют в зал суда
По словам Бэя, следователи пугали его, утверждая, что ему никто не поможет, а следующие 15 лет он проведёт в тюрьме. К моменту выхода из неё писателю исполнилось бы 60 лет. Иногда он общался с охранниками: они интересовались жизнью на Западе и обсуждали её, считая, что 99% населения США живёт в бедности. Когда писатель рассказал, что у большинства американцев есть свой дом и машина, охранники ему не поверили. Бэй отметил, что он гражданин США, поэтому с ним обращались не так жестоко, его не били и не истязали. Северокорейские граждане содержались в худших условиях.
В отчёте правозащитной организации Amnesty International за ноябрь 2016 года северокорейские тюрьмы и лагеря описываются как «невыносимо жестокие». Они регулярно финансируются правительством и расширяются, там строят новые охранные посты и, по некоторым данным, модернизируют крематорий.
Два основных лагеря называются Кваллисо 15 (известный также как Ёдок) и Кваллисо 25. В докладе правозащитников зафиксированы случаи изнасилований, детоубийств, пыток, намеренного лишения пищи, принудительного труда и казни 120 тысяч мужчин, женщин и детей, содержащихся без связи с внешним миром.
Предположительная колония в Северной Корее. Желтыми точками выделены ключевые строения
Бывший северокорейский чиновник утверждал, что заключённых заставляют рыть собственные могилы, а в качестве наказаний насилуют. Бывший заключённый тюрьмы рассказывал, что ежедневно ему давали лишь 120 граммов гнилой кукурузы. Чтобы выжить, некоторые осуждённые ели мышей, насекомых или траву. Не соблюдающим правила заключённым могли ампутировать конечности или казнить на глазах у других осуждённых.
За нарушение закона власти могут посадить не только человека, но и его семью. Собеседник The Washington Post заявлял, что отбывал 9-летний срок вместе с детьми и родителями. Большинство его родственников умерли в тюрьме. Семью арестовали из-за того, что жену рассказчика заподозрили в распространении слухов против лидера КНДР Ким Чен Ына.
Источник