В главном управлении МЧС России по Татарстану создан оперативный штаб. Работает телефон горячей лини: (843) 227-46-56 для уточнения текущей обстановки и списков спасенных и пострадавших.
Горячую линию открыл и Ростуризм. Родственники пострадавших, все, кто не знает судьбу своих близких и знакомых, а также те, кому, возможно, что-то известно о спасенных пассажирах «Булгарии», могут звонить по телефонам:
— Министерства по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан – (843) 222-8161; — регионального МЧС – (843) 227-4656; — Ростуризма в Москве – (495) 607-3477.
Десятки тел обнаружены на затонувшем в Татарстане теплоходе
С рассветом водолазы начали обследовать внутренние помещения теплохода «Булгария». После осмотра стало ясно, что живых на судне не осталось.
«Первоочередной задачей было проверить музыкальный зал, рестораны, бары, где обычно бывает массовое скопление людей. Ночью простукивали корпус и ждали возможных ответов, но, к сожалению, ответов не поступило. Сейчас осветили трюмы, рестораны. Там есть люди. Живых среди них нет».
КОМПЕТЕНТНО
Пассажиры речных круизов от несчастных случаев не застрахованы
На пассажиров речных круизных теплоходов никакая обязательная страховка не оформляется. При наступлении несчастного случая пострадавшие и семьи погибших могут рассчитывать только на помощь государства.
— У всех россиян есть карточка полиса Обязательного медицинского страхования, никакие другие бумаги и страховки для получения медицинской помощи любого рода на всей территории страны не нужны, — объяснила исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе. — Так что пассажирам «Булгарии» страхового возмещения ждать не приходится, возможны только выплаты компенсаций из госбюджета.
Иностранцы от подобных катастроф защищены намного лучше. Во-первых, у них есть обязательная медицинская страховка выезжающих за рубеж. Кроме того, их туроператор обязан будет заплатить компенсацию за предоставление некачественной услуги.
10:24 Главный инженер самарского речного порта считает, причиной крушения «Булгарии» мог стать человеческий фактор
— Многие говорят, что «Булгария» 50 лет не ремонтировалось. Такого быть не может! — высказался главный инженер Самарского речного порта Николай Дрынкин. — Каждое судно обязательно должно проходить так называемый «средний ремонт», каждые пять лет. Вряд ли причиной ЧП стал перегруз. Для такого судна 170 человек – это мало. Точную цифру назвать не могу, но теплоход уровня «Булгарии» способен вмещать до 300 человек. Подробностей аварии я не знаю. Но вполне возможно ее причиной стал человеческий фактор.
09:50 Капитан «Булгарии» в момент ЧП должен был стоять у штурвала
По словам директора речного порта, в это время по расписанию была капитанская вахта
— Это опытный специалист, у него стаж 29 лет, — рассказал в интервью «КП» директор речного порта Казани Рашид Сафин.- В тот момент, когда судно пошло ко дну, по расписанию была как раз капитанская вахта, так что Александр Островский должен был сам стоять у штурвала. Могу предположить, что волна заблокировала дверь капитанской рубки, и он оказался заперт, как в клетке, и не смог выбраться.
08:51 На теплоходе «Булгария» в числе пассажиров были 50 детей
По последним уточненным данным МЧС, на теплоходе «Булгария» в момент трагедии было не менее 50 детей. Все они находились в музыкальной комнате, где специально для них аниматоры приготовили концерт. Скорее всего, спастись никому из не удалось. Судно затонуло так быстро, что они даже не успели выбежать из комнаты.
8:08 Пассажирка «Булгарии»: За неделю до трагедии теплоход не смог дойти до Казани, его тащили на буксире
— Мы должны были отправиться в рейс Казань-Пермь 12 июня, но его отложили до 27 числа, нам объяснили, что из-за неисправности. В итоге мы 27 июня отправились в путешествие. Остановка у нас была в Елабуге и потом уже в Перми. На обратном пути дважды теплоход ломался. Первый раз где-то три часа ремонтировали, а второй около пяти, все это время мы были посередине Камы, вокруг вода, а мы ждем. В результате запланированная экскурсия по городу Чайковскому была отменена, и в Саратов мы тоже не заехали, все время ушло на ремонт. Кстати, когда теплоход ремонтировался, не было электричества и воды.
07:01
Родственники людей, находившихся на теплоходе, собрались в порту
В речном порту Казани царит настоящий хаос, передают корреспонденты «КП». Почти полтысячи родственников пассажиров теплохода «Булгария» приехали в речной порт Казани. Они пытаются узнать последнюю информацию о судьбе родных. Но пока сделать это затруднительно, поскольку поисково-спасательные работы продолжаются.
Представителям СМИ несколько минут назад сообщили о том, что водолазы нашли десятки погибших на затонувшем теплоходе. На вопросы о возможных чудесных спасениях водолазы отвечают уклончиво. Шансы минимальны. Скорее всего, все, кто не смог выбраться в первые минуты, утонули.
01.00 «Люди прыгали за борт – это была единственная возможность выжить»
Кристина Десятова, радио «КП», Казань:
Мы только что встретили всех пострадавших. Мы ожидали увидеть 77 человек. При этом, по словам самих выживших, которые прибыли на этом теплоходе, их было не больше 40. Но опять же, это только по их словам. Как говорят сами очевидцы трагедии, когда теплоход начал тонуть, никакого сигнала тревоги или объявления в рупор, не прозвучало. Люди не могли найти спасжилеты, люди не могли найти лодки.
Те деревянные лодки, которые были на теплоходе, потонули в первые же минуты. Люди прыгали за борт – это была единственная возможность выжить, потому что команда никаких действий, по их же словам, не предпринимала. На воде они продержались более 30 минут, после этого прибыла помощь и они уже оказались на другом судне.
Также людей спасали прогулочные катера и были рыбаки, которые тоже не остались равнодушны и посадили людей на свои лодки. Сейчас в речном порту по-прежнему остаются родственники, друзья, надеются на лучшее, но пока никаких комментариев официальных получить не могут.
22. 00 «Поисковые работы будут вестись всю ночь»
Лика Исаева, радио «КП», Казань:
— Я нахожусь на пирсе, здесь сейчас работает оперативный штаб, который организует поиск и спасательные операции на воде. Ждем приезда спасателей из других регионов. На данный момент работает 6 водолазов, судно находится на глубине 14 метров, накренено на правый борт. Простучали его. В ответ стуков не услышали. На расстоянии 20 километров от места крушения выставлены посты вниз по течению. Это сделано для того, что, если тела будут всплывать, их там будут собирать. Сейчас на месте работают спасатели. Приехали некоторые родственники, но они сейчас не в состоянии разговаривать с журналистами, попробуем побеседовать с ними чуть позже.
Сказали, что на ночь никто останавливаться не будет, будут проходить работы и в темное время суток. Ждем, что прибудут еще водолазы из других регионов. Всего ожидается 37 водолазов.
21.00 «Родные и близкие на коленях умоляют пустить их к пострадавшим»
Кристина Десятова, радио «КП», Казань:
— Минуту назад в речной порт причалил теплоход с пострадавшими. Более 300 человек, все родственники, сразу ринулись на палубу к своим родным, их сдерживают сотрудники ОМОН. Внутрь к пострадавшим смогли зайти только психологи и следователи, чтобы провести допрос. Несмотря на просьбу подождать 5-10 минут, родственники умоляют на коленях пустить из внутрь, хватают омоновцев за руки, плачут. Другие молятся в стороне, прося, чтобы их дети оказались живы. Из 87 выживших на теплоходе прибыло только 70 человек в Казань. Судьба еще 111 остается неизвестной. Однако, по словам сотрудников МЧС, они также могли выжить, доплыть самостоятельно до берега или же их могли подобрать прогулочные катера.
20.00 «Несмотря на дождь, родственники стоят на причале»
Кристина Десятова, радио «КП», Казань:
— Сейчас здесь находятся более 200 человек, все это родственники и друзья пострадавших на теплоходе. Список выживших пополняется каждый час, он вывешен на здании речного порта. Сейчас в этом списке уже 87 человек. С родственниками работают пять психологов, на причале дежурят три автомобиля скорой помощи. 86 пострадавших доставят на теплоходе уже через полчаса в речной порт. Несмотря на сильный дождь, который здесь сейчас идет, все родственники по-прежнему стоят на причале. И хотя спасатели уже объявили точное время прибытия судна с пострадавшими – это 20.30 – все люди подбегают к каждому катеру, который причаливает к берегу в надежде, что там все-таки окажутся их дети. Так. 82-летняя Сания-апа ждет сына со снохой. Ее сын ей позвонил буквально через час после аварии, сказал, что он жив, успокоил маму, но не может найти свою беременную жену. И все эти шесть часов Сания в слезах стоит у причала в надежде, что все-таки увидит их вдвоем, вместе с женой и вместе с внуком, которого она сейчас так ждет.
20.00 «Люди пытались спастись, кто как мог»
Альфия Адиятова, радио «КП», Казань:
— Количество пострадавших точно до сих пор неизвестно, путаница происходит, наверное, потому, что, говорят, на этом теплоходе были люди не только те, которые официально совершали этот двухдневный круиз. В принципе, этот туристический теплоход затонул примерно через полчаса после отправления с острова Болгар. По словам очевидцев, в это время был сильный ветер, волны и теплоход почему-то сделал резкий поворот и перевернулся. Под воду он ушел буквально за 2-3 минуты.
Люди пытались спастись, кто как мог. Часто людей спасали проплывающие мимо суда. Официально сейчас говорят о 85 спасенных, однако, в списке некоторые имена повторяются дважды. И фактически получается, что спасли 82 человека. Двоих из них, мальчика и мужчину, подобрал «Метеор». Они пытались доплыть до берега. Этих двоих уже доставили в Казань и отправили в больницу. Остальных пассажиров – это именно 82 человека, или 83, как называют еще по другим данным, сейчас теплоходом готовятся доставить в город Казань. Говорят, теплоход этот прибудет с пострадавшими ориентировочно в 20.30 минут.
Официально на теплоходе было 142 пассажира и 33 члена экипажа. Получается, судьба, как минимум, 90 человек сейчас неизвестна. И, повторюсь, некоторые утверждают, что на борту было больше людей – тех, кто хотел добраться с острова Булгар до Казани. Именно поэтому разнятся данные о пострадавших. Как только появились первые сообщения о трагедии, к речному порту стали съезжаться родственники пассажиров. С ними почему-то в первые минуты и в первые часы общались сотрудники полиции. Люди пытались выяснить судьбу своих близких, однако, им очень долго ничего не говорили. Списки тех, кто спасся, вывесили намного позже.
И еще раз повторюсь, эти списки неточные, потому что некоторые фамилии повторяются дважды. Официально говорится лишь об одном погибшем. Это женщина, но имя ее тоже неизвестно и не называют ни возраст ее, ни фамилию, имя, отчество. Вообще этот круизный двухпалубный дизель-электроход «Булгария» был построен в Чехословакии в 1955 году, он рассчитан на 140 пассажиров. Ходил из Казани в Самару, Чебоксары, Нижний Новгород. В последнее время вот в Булгар его стали отправлять. Его летняя навигация этого года была расписана буквально по дням и практически без выходных.
Директор круиза теплохода «Арабелла» рассказал, как они спасали тонущих людей
Сейчас 12 пострадавших с теплохода «Булгария» находятся в республиканской больнице. Как сообщили медики, у них незначительные травмы: ушибы, ссадины и растяжения. Но главное, говорят врачи, это психологическая травма. Им дали успокоительное, в РКБ сообщили, что пострадавших уложили спать.
Среди пострадавших и директор круиза теплохода «Арабелла» Аллен Гаврилов. Он принимал непосредственное участие в спасение людей и получил ушибы и сотрясение.
14-летняя дочка надела спасательные жилеты на родителей, а сама пропала с «Булгарии»
Спасшиеся с «Булгарии» туристы рассказывают о страшных минутах, которые им пришлось пережить.
— Мы поехали отдохнуть втроем — я с мужем и наша дочка, — рыдая, рассказывает одна из пассажирок теплохода. — Когда теплоход начал тонуть, мы все были в каюте. Дочка достала нам всем спасательные жилеты. Сказала: «Мама, папа — надевайте!», и сама тоже надела жилет.
Самарские речники о крушении «Булгарии»: «Причиной ЧП могла стать разгерметизация теплохода»
Специалисты по своим каналам попытались выяснить причину произошедшего и вот что они говорят.
— После того, как борт отошел от поселка Болгар, все пассажиры вышли на правый борт, чтобы попрощаться с землей. В это время на Волге дул сильный ветер. Говорят, волна была высотой около двух метров, а то и больше. Корабль шел вверх по течению. После очередного удара волны произошла разгерметизация теплохода. Скорее всего, вода начала поступать через нижние иллюминаторы. Но поскольку все стояли на второй палубе, это осталось незамеченным (далее).
Спасшийся пассажир «Булгарии»: «Много детей было в игровой комнате. Они все погибли»
В речном порту Казани сейчас выводят спасенных пассажиров теплохода «Булгария», который затонул сегодня в Камско-Устьинском районе. К ним тут же пытаются подбежать и те, кто ждет вестей о своих пропавших без вести родных и друзьях.
От отчаяния и шока некоторые встречающие пытаются броситься в воду. Их сдерживает ОМОН.
Спасенные утверждают — корабль попал в шторм, возможно, это и стало причиной ЧП. По предварительной версии судно перевернулось из-за резкого поворота. Но похоже, есть и другие причины. Шторм на водохранилище — это все-таки не то ж самое, что на море. И потом, если на водохранилище был настолько сильный шторм, почему прогулочному лайнеру разрешили круиз? Почему судно моментально затонуло? Всем ли пассажирам хватило спасательных жилетов? Пока никто не смог нам ответить на эти вопросы. Однако уголовное дело за нарушение безопасности возбудили уже сегодня. Управлял судном капитан с 29-летним стажем работы.
|
— Мы видели, как теплоход отправился от Болгар, наш корабль отправлялся чуть позже, — рассказал очевидец Артем. — Ровно полчаса прошло как мы выехали, увидели людей в шлюпках и в спасательных жилетах в воде. Наш капитан дал команду, поднять утопающих на борт. Корабль в тот момент уже полностью погрузился в воду, мы его не видели.
|
Как только появились первые сообщения о трагедии к речному порту стали съезжаться родственники пассажиров теплохода. С ними почему то общались сотрудники полиции. Люди пытались выяснить судьбу своих близких.
|
Однако списки тех, кто находился на борту вывесили, только через несколько часов после ЧП. При этом некоторые люди не могли найти фамилии своих близких.
— Что с моей сестрой?– кричала одна из пожилых женщин.
|
У некоторых людей началась паника, кто-то пытался тихо молиться, не сдерживали слез даже мужчины. Когда появилась информация, что часть пострадавших доставят к причалу на теплоходе, народ кинулся к пирсу. На «Метеоре», действительно вскоре доставили двоих – мужчину и 5-летнего ребенка, которых подобрал на воде экипаж этого судна.
|
|
В речной порт Казани позже подъехали представители власти. Однако разговаривать с родственниками они не спешили, а не вопросы журналистов ответили, что официальная информация о количестве погибших и пострадавших будет объявлена позже.
Несколько минут назад со дна, где затонул теплоход, поднялись водолазы. Они простучали судно, но выживших найти не удалось.
Алексей Безбородов, руководитель исследовательского агентства в сфере транспорта InfraNews:
— Возраст теплохода не имеет значения. Такие суда могут и 100 лет служить, если капитальный ремонт проходили. Речной флот во всех странах немолод. Пассажирские пароходы строятся на многие годы существования. Я думаю, что технических проблем у этого теплохода не было. Ведь они не возят тяжелые грузы. Даже если бы там было в 10 раз больше пассажиров, то ничего не случилось бы.
Теплоход должен выдерживать даже самую большую речную волну. Но если это был реальный ураган, то речной теплоходик с неглубоким килем наверняка не был рассчитан на это. Причем это совершенно не зависит от возраста. Он просто более плоскодонен, чем любое морское средство передвижения. К примеру, шторм в 5 — 6 баллов (то есть высота волны в 4 — 6 метров) он уже не выдержит и перевернется.
В Минтрансе создали оперативный штаб по расследованию причин аварии теплохода
— В Минтрансе создали оперативный штаб по расследованию причин аварии теплохода «Булгария» на Волге, — сообщила «КП» Любовь Бритвина, замглавы пресс-службы Минтранса. — В штаб вошли представители федеральных агентств по надзору в сфере транспорта и морского и речного флота. Возглавил рабочую группу замминистра Виктор Олерский.
Водолаз МЧС: «Нас срочно собрали для вылета в Татарстан»
В воскресенье вечером из Москвы в Татарстан вылетел самолет Ил-76 со спасателями и водолазами центра «Лидер» и отряда «Центроспас». К поисково-спасательной операции на месте крушения теплохода привлекли лучших специалистов главного управления МЧС — многие из них не раз работали в самых тяжелых условиях. Например, водолазы «Лидера» были вызваны на место катастрофы на Саяно-Шушенской ГЭС в августе позапрошлого года.
Перед вылетом спецборта корреспондент «КП» позвонил одному из водолазов отряда.
— Мы сейчас загружаем технику и готовимся к вылету, — рассказал он. — Днем нас срочно собрали для вылета на место ЧП с теплоходом.
КОММЕНТАРИЙ МЕТЕОРОЛОГОВ
На 10 июля в Татарстане не было объявлено никакого штормового предупреждения. Метеорологи сообщали лишь об ухудшении погоды — шквалистом ветре, ливнях.
— Штормового предупреждения не было, — прокомментировали сообщение в Управлении Гидрпометцентра по Татарстану. – Погодная обстановка — неблагоприятная, а не «опасная».
По словам очевидцев, которые были недалеко от места, где затонуло судно, сильного ветра не наблюдалось, Волга была спокойна, по воде лишь шла небольшая рябь.
СПРАВКА «КП»
Круизный двухпалубный дизель-электроход «Булгария» построен в Чехословакии в 1955 году. Рассчитан на 140 пассажиров. Ходил из Казани в Самару, Чебоксары, Нижний Новгород, Саратов, Болгары, Астрахань и Волгоград, иногда — до Ярославля и Костромы. Летняя навигация-2011 была расписана по дням, практически без выходных. На борту, кроме обычных кают и люксов, — солярий, сауна, ресторан и салон для караоке.