Тайную комнату, доверху набитую фамильным серебром, нашли строители, вскрывая перекрытия в петербургском особняке Нарышкиных. Серебра — 40 мешков, и только опись находок займет несколько дней. Половину их стоимости по закону должны выплатить тем, кто клад обнаружил.
Сумма будет значительной, но культурная ценность куда выше. Серебряные сервизы сохранились идеально — все, от ложек до самоваров, с гербом Нарышкиных. Завернуты сокровища были в газеты 1917 года, в тот год хозяева особняка покидали Россию.
Как и полагается настоящему сокровищу, оно окутано мраком тайны. Даже после его обнаружения. Журналистов к находке близко не подпускают. И что именно нашли — известно лишь со слов немногочисленных очевидцев. Лишь об одном говорят с уверенностью: клад грандиозный. Десятки килограммов старинного серебра, бережно упакованного в старинные газеты.
«Это парадные дворянские сервизы. Находка, сделанная в особняке Нарышкиных беспрецедентна по составу предметов и по ценности», — описывает увиденное начальник Отдела по борьбе с хищениями культурных/и исторических ценностей ГУ МВД РФ по городу Владислав Кириллов.
Княжеский особняк Нарышкина — дом номер 29 по улице Чайковского — сегодня вошел в историю Петербурга. Уже позже будут искать таинственные совпадения: как вышло, что дом решила купить коммерческая структура, как трудно его пришлось расселять, и перестраивать решили не под бизнес-центр, а под центр сохранения культурного наследия. Само наследие пряталось во флигеле между вторым и третьим этажами.
«Сохранность — великолепная, тщательно упаковано, пролито уксусом, чтобы не окислялось, состояние отличное — хоть сейчас стол сервируй», — рассказывает представитель компании-застройщика Михаил Северов.
Единственная видеокамера, побывавшая в сокровищнице — из полиции. На оперативной съемке видно, что большей частью клад состоит из посуды — очень дорогой, украшенной родовыми гербами Нарышкиных — прославленного рода, которому с середины XIX века до катастрофы 1917 года принадлежал особняк. Официальная версия гласит: хозяева сбежали, в 1920 году ценности перевезли в Эрмитаж. Как видно, не все.
Сейчас полиция проверяет — кто именно и когда именно нашел клад. Показания запутаны: то ли вчера, то ли позавчера, почему тогда заявление написали лишь сегодня. Вопрос серьезный — оценить находку еще предстоит, но ясно, что стоит она огромных денег. Специалисты уже называют ее Петербургской Троей, но имя невольного Шлимана не разглашают — вроде как кто-то из трудовых мигрантов из ближнего зарубежья. И если все будет по закону, то домой он вернется состоятельным человеком и на заработки вряд ли больше поедет.
«В этом случае государство обязано через финансовые органы выплатить 50 % стоимости клада лицу, обнаружевшему клад, и лицу, в чьей собственности находится владение», — обрисовывает возможное развитие событий адвокат Виктор Андреев.
Клад нашли в специально оборудованной комнате между этажами, устроенной так, чтобы серебро не испортилось — за почти сто лет сюда не добрались ни влага ни плесень. Интриги добавляет — это неофициально, из разговоров строителей — что таких таинственных пустот в доме может быть еще несколько. С сегодняшнего дня в великокняжеском особняке установили сигнализацию и поставили вооруженную охрану.
Источник