В кулуарах Автозавода имени Лихачева о данной машине разговоры ходили давно. Говорили, что в конструкторском бюро создается машина для спецназа имеющая умопомрачительный дизайн. Но подробностей ни у кого толком не было. Пришлось ждать и ждать достаточно долго, пока с машины было снято табу.
Следует сразу отметить, что представленный образец полноценным автомобилем пригодным для эксплуатации и испытаний не является. Это ходовой макет, или, если хотите, – концепт-кар, который создан для отработки в реальном масштабе компоновочных решений, функциональных возможностей, включая вопросы быстрого десантирования экипажа имеющего полную экипировку. Поэтому сразу нужно сделать скидку на то, что здесь «броня» имитирована фанерными листами, а бронестекла заменены обычным оргстеклом…
Двери спроектированы с возможностью быстрой эвакуации бойцов
Однако обойтись без подобного фанерного промежуточного образца не получалось – во время проектирования в машину заложили такое количество новых идей, что перед началом серьезного конструирования, нужно проверить, как все это будет работать на практике.
В 2008 г. автозавод имени Лихачева при финансовой и поддержке московского правительства в лице Ю.М. Лужкова начал разрабатывать проект бронированного многоцелевого полноприводного (4х4) автомобиля грузоподъемностью 2,5 тонны для специальных подразделений вооруженных сил и силовых ведомств (ФСБ, ОМОН и так далее). Требовалось создать машину, которая, была бы максимально простой и технологичной, имела множество плоских поверхностей, которые упрощают бронирование, но при этом имеющую внешние формы «с индивидуальной выразительностью», для подчеркивания ее назначения.
Дизайн-проект машины, который немного похож на легендарный ЗИЛ-131, был предложен Львом Самохиным. В августе-октябре 2008 года во время проработки эскизного проекта построили посадочный макет. Эта машина по компоновке основных агрегатов не отличалась от похожих конструкций других производителей (IVECO-LМV, «Тигр» и другие) и была максимум приближена к производственным возможностям завода. Между тем проект имел одну «изюминку» — в одном из вариантов компоновки внутреннего пространства бойцы размещаются лицом к окнам и спиной друг к другу. Так проще осуществлять круговое наблюдение и использовать личное оружие. Вскоре данная идея становится основной, и последующие варианты создавались уже вокруг нее.
В попытке придать машине новые свойства появилось желание создать нечто принципиально новое. Одно из приоритетных направлений – « малозаметность» машины для средств уничтожения. Поэтому к машине начали выдвигать новые требования: низкий силуэт и минимальные габариты (меньшие размеры затрудняют попадание); радиопрозрачность (применение радиопрозрачных композитных материалов и экранирование); малошумность и минимальное тепловыделение (применение гибридной силовой установки) и так далее. Данные идеи напрямую пересекались с авиатехнологиями Stealth, и следовательно, машине нужно было придать соответствующую форму.
На данном этапе возник новый дизайн-проект, который выполнили в студии «Саакян-Дизайн» Саакяном Святославом и Чирковым Андреем. В основу легла концепция Потехина и общая компоновка, которую разработал заместитель директора по развитию АМО ЗИЛ – руководитель проекта инжиниринговой компании Ошурков Сергей. Компоновка и размещение агрегатов выполнена ведущим инженером-конструктором Андреем Степановым. Администратором и движущей силой проекта стал зам. главного конструктора ЗИЛа Мазепа Владимир Григорьевич.
Новый проект своей оригинальностью и необычностью подкупил всех, даже несмотря на некоторые компоновочные недостатки. Вскоре он стал доминирующим. При этом работы над машиной по проекту Самохина не забросили, а вели параллельно, начав под нее строить шасси с оригинальной независимой рычажной подвеской с пневматическими рессорами.
Проект Саакяна давал возможность создать хорошо защищенную машину, с усиленной противоминной защитой, выполненной по принципам Mine Resistant Ambush Protected (MRAP), когда корпус высоко приподнят над землей и имеет клиновидное днище, а антифугасные эргономические сиденья для экипажа снижают воздействие от ударной волны, взрыва под днищем или колесом автомобиля за счет установки на скользящих муфтах с креплением к вертикальным элементам кузовных конструкций. При этом сиденья имеют дополнительную функцию – при складывании спинок создается ровное грузовое пространство, служащее для размещения боеприпасов или дополнительного оборудования. При необходимости оно может служить для перевозки в лежачем положении раненых бойцов.
Машина способна перевозить 11 человек (водитель, командир и 9 человек десанта). Десант в кузове лицом располагается к откидным дверям. 6 кресел (по 3) обращены к бортам, а задний ряд – назад. Перед сиденьями для десантирования открываются большие двух- и трехстворчатые двери. На боковинах вначале открывается верхняя застекленная часть (стрельбу из машины в таком положении вести удобно, как из дзота – борта машины защищают стрелка, а угол ведения огня существенно увеличивается в сравнении с обычной бойницей), а нижняя часть следующим движением, образуя широкий трап-сходню. Двери в открытом виде могут использоваться в качестве подножек для размещения стрелков во время движения машины. Чтобы закрыть нижние двери необходимо потянуть за трос, удерживающий ее, а после защелкнуть дверь на место, перехватив за ручку.
Правда, здесь еще не все проработано до конца, так как масса створок дверей после бронирования непременно возрастет, и ее не закроешь простым подтягиванием троса. Самым оптимальным напрашивающимся решением является применение тросовой системы имеющей противовесы или энергоаккумуляторов в виде пружин, облегчающих процесс закрывания дверей.
Машина при запоминающемся и необычном внешнем виде получалась удивительно технологичной – идеально плоские панели кузова в значительной степени облегчают производство и бронирование, а уменьшение площади направленных перпендикулярно направлению обстрела панелей в значительной степени увеличивают шансы выжить во время сражения. Устрашающего вида передняя часть выполнена специально по просьбе Федеральной Службы Безопасности России, которые первыми заинтересовались проектом и попросили придать такую внешность, чтобы машина только одним своим появлением предотвращала любые попытки к сопротивлению.
Интересна и оригинальная компоновка агрегатов машины. Все ее важные системы убраны внутрь зауженной рамы (между вертикальными полками лонжеронов ширина составляет 800 мм, у стандартной «зиловской» рамы – 865 мм), а с незащищенной наружной стороны отсутствуют не только бензобаки, ресиверы, аккумуляторы, но даже подножки. Благодаря этому улучшилась живучесть под обстрелом, а также геометрическая проходимость автомобиля, когда водитель может не бояться на пересеченной местности повредить жизненно важные системы о препятствия. В проект для реализации принципов малозаметности была заложена возможность использования гибридного привода, разработку которого планировали совместно с НТЦ МГТУ имени Баумана, а в дальнейшем машину планировалось оснащать мотор-колесами РКК «Энергия». С НТЦ «Мультисеть» и Московским институтом электронной техники прорабатывалась возможность использования мультимексной системы электрооборудования.
При создании бронированных автомобилей традиционно трудноразрешимым вопросом является вопрос массы. Тяжелая стальная броня иногда уменьшает грузоподъемность практически до нуля. Специалисты АМО ЗИЛ, учитывая сравнительно малую допустимую массу создаваемого автомобиля (до 8000 кг), во время разработки эскизного проекта искали альтернативу стальной броне. В результате этого в октябре 2008 года были установлены контакты с ЗАО «Форт Технология» ЦСН ФСБ, что позволило начать поисковые работы по новым методам защиты автомобилей.
В мае-сентябре 2009 года при участии «Форт Технологии» построили ходовой макет с прицелом на бронирование по классу 6а (ГОСТ Р50744-95) с применением самой современной композитной броней (керамика плюс высокоориентированный полиэтилен на UD). Данная броня создана в Институте пластмасс имени Петрова.
Для ходового макета взяли самые современные агрегаты: четырехцилиндровый двигатель Cummiпs, коробка передач, раздатка ZF, «камазовские» ведущие мосты, поскольку мосты «ЗИЛа» по колее не подошли. В дальнейшем планировали применить «зиловские» мосты с колеей расширенной до 2100 миллиметров.
28 сентября 2009 года, сразу после постройки, ходовой макет продемонстрировали заказчикам, московскому правительству (изначально инициатором проекта выступало именно московское правительство) и Лужкову, который специально приезжал по такому случаю на завод.
Еще на стадии эскизного проекта к макетному образцу проявило интерес одно из Управлений антитеррора ФСБ РФ. Завод дважды проводил демонстрацию макетного образца в которой участвовали бойцы данного подразделения в полном снаряжении. Оценивалось удобство размещения внутри, действий в оперативной обстановке, а также скорости десантирования. Оба раза машина получила положительную оценку, поскольку по своим тактико-техническим характеристикам она оказалась на голову выше аналогичных зарубежных и отечественных конструкций.
Однако к первому образцу вопросы остались. В частности обзорность вперед через лобовые стекла, имеющие сильный наклон оказалась, далеко не идеальной. Хотя обзор и соответствовал требованиям ГОСТа, но оставался далеким от идеала.
Со временем проект бронированного специального автомобиля стал для работников ЗИЛа едва ли не главным объектом с точки зрения занятости технологов, конструкторов и всего экспериментального цеха. Образец в октябре 2009 года показывали первому замминистра обороны – начальнику вооружения Поповкину В.Д., а также командиру войсковой части 93603 МОРФ. 27 октября 2009 года на завод от ГАБТУ МО РФ поступило ТТЗ на разработку тех. проекта по теме «Семейство тактических автомобилей нового поколения класса грузоподъемности 2000 кг». Данным заданием предусматривалась разработка двух ходовых макетных образцов: один с колесной формулой 4х4, полной массой 8000 кг и зависимой подвеской (ЗИЛ-3901С2, условно образец №2): второй с полной массой 7000 кг с независимой подвеской (ЗИЛ-З901СЗ, образец №3). Оба транспортных средства должны иметь капотную компоновку и перевозить экипаж 1+9 человек. По заявлениям руководства ГАБТУ МО РФ, после постройки образцов №№2 и З будет рассмотрен вопрос о финансировании дальнейшего развития этой темы.
В соответствии с данным решением в течение 2010 года в УКЭР ЗИЛ велась разработка новых образцов. В настоящее время полностью завершена постройка шасси для образца №2 и на 50 процентов построен кузов нового дизайна. В новом кузове сохранились основные идеи первого образца, в частности двери-трапы. Для проекта №З почти полностью изготовлено шасси с независимой подвеской с пневматическими рессорами здесь очень пригодились наработки Льва Самохина.
Летом 2012 гола на первую машину «Форт Технология» и АМО ЗИЛ получили патент на промышленный образец зарегистрировав новаторский дизайн, который основан на одновременной проработке концепции размещения членов экипажа, противоминной защиты в также других конструкторско-технологических решений.
Технические характеристики многофункционального внедорожника 3ИЛ-3901С1 (4х4):
Грузоподъемность – 2500 кг;
Вместимость одноо6ъёмноrо кузова – 11 человек;
Полная масса – 8000 кг;
Масса снаряженного образца (без брони) – 4570 кг;
Двигатель:
- тип — Cummins 4 ISBe Е3. Турбодизепь;
- количество цилиндров — J-1;
- рабочий объем – 4460 см3;
- максимальная мощность — 150 л.с.;
- максимальным крутящий момент – 548,8 Н•м
Сцепление — Zf Sachs, модель Mf 362 с пневмоусилителем;
Коробка передач — Zf SS•42.5 ступенчатая;
Максимальная скорость на дорогах с твердым покрытием – 100-120 км/ч;
Максимальный преодолеваемый автомобилем подъем – не менее 31 град.;
Колесная база – 3800 мм;
Колея – 2100 мм;
Ширина – не более 2400 мм;
Высота — не более 2450 мм;
Длина – 6000 мм;
Расстояние от опорных поверхностей колес до верхних полок лонжеронов рамы – 1000 мм;
Угол свеса (передний/задний) – не менее 450/450;
Колеса размерности – 12.00 R20.