Если человек со светлой душой художника попадает в чугунолитейщики, у него в результате получается Каслинское литье.
Если он связан с рудниками, получаются сказы Бажова, а если в стеклодувы?
Хрустальная сказка, стеклянное чудо, волшебный мир стекла. Какими только эпитетами не награждают его работы.
Стекло, к которому прикоснулись руки мастера, превращается в невесомое, хрупкое, сказочно прекрасное чудо.
Алексей Зеля – гениальный мастер-самоучка, чьи работы не имеют аналогов в мире.
Перед вами – стеклянная сказка Зеля.
Художник по стеклу Алексей Зеля, Народный художник России, более 30 лет работает в жанре художественного стекла.
Звание Народного художника он получил в 1993 году за вклад в развитие декоративно-прикладного искусства и необыкновенное мастерство, которого он добился самостоятельно, не оканчивая никаких учебных заведений, не получив специального художественного образования.
Авторская коллекция насчитывает ок. 200 работ, представленных более чем на 120 выставках по всей России.
Во всех работах используется особое кварцевое стекло.
Мастера, которые пользуются таким стеклом, называют себя кварцедувами, в отличие от стеклодувов.
Работать с кварцевым стеклом очень сложно из-за высоких температур.
Все операции можно проводить только непосредственно в пламени, все время равномерно вращая.
Кроме того, все необычайные эффекты, цвета, оттенки приходится придумывать и изобретать самому, так как рецепты для легкоплавких стекол здесь не годятся.
Источник кварцевого стекла — драгоценные и полудрагоценные камни.
Оно самое чистое в мире, но, чтобы заставить его плавиться и подчиняться рукам мастера, нужна температура втрое большая, чем для всех остальных стекол (ок. 2000°С).
Отсюда и страшная жара, и вредные испарения. Изготовить кварцевую композицию чрезвычайно сложно.
Прикоснуться к фигурке нельзя: нужная форма достигается с помощью специальной палочки, кончик которой плавится, нанизывая рельеф на основной стержень.
Обычный стеклодув может вытащить изделие из огня, что-то поправить, а потом нагреть снова.
Кварцевое же стекло застывает мгновенно, поэтому весь рабочий процесс проходит в пламени горелки.
В шутку Зеля называет себя ювелиром, чтобы получить изящные статуэтки и искусные подсвечники, стеклодув трудится над каждым экспонатом от нескольких месяцев до нескольких лет.
Стекло красиво. Оно красиво в работе и в куске красиво, и в изделии.
Это сказочный материал, в котором преломляется свет, в котором все играет и блестит.
Часть коллекции находится в музейных собраниях России.
Также художник выполнял работы на заказ для многих президентов Европы.
Произведения Алексея Зеля, по мнению специалистов, не имеют аналогов.