В этой статье рассказ о человеке, чье видение мира, точнее — философия видения этого мира может показаться на первый взгляд необычной, возможно даже чужеродной, отличной от общепринятой, но, тем не менее, своеобразно-притягательной именно в своей необычности. Знакомьтесь — Уэйн Мартин Белгер. Уникальные фотокамеры.
Уейн Белгер – американский фотограф, для которого, чтобы получить необходимое настроение в фотографии, фотоаппарат должен содержать в себе часть объекта съемки, чтобы быть в полной гармонии с ним. Мертвое можно снимать только мертвым, а разложение — только разлагающимся, говорит он и потому сам мастерит камеры из очень странных, а для кого-то и страшных материалов. Причем каждый раз новую, для каждого нового объекта съемки. Люди суеверные, пожалуй, побоялись бы взять такую камеру в руки или быть ею сфотографированными.
Технически все камеры Белгера довольно просты — они работают по принципу классической камеры-обскуры (pinhole), камеры без объектива. Свет в таких камерах проходит через отверстие и попадает на светочувствительную поверхность напрямую. Линзы, которые бы меняли направление света или степень его рассеяния, просто отсутствуют.
Такая система — часть философии Белгера. Только свет, ничем не искаженный, не оцифрованный, может дать настоящее представление о природе вещей, о мимолетной красоте объекта.
Сначала тщательно выбирается сам объект съемки, а потом Белгер решает, при помощи чего он хотел бы запечатлеть этот объект и какое придать ему настроение, потому что комплектующие каждой камеры, согласно его философии мировоззрения обязаны иметь непосредственное отношение к фотографируемому объекту. А потом начинает конструировать камеру, предназначенную для одной-единственной фотосессии.
Материалы, которые используются при изготовлении камеры, самые разные: алюминий, титан, медь, латунь, бронза, сталь, золото, серебро, дерево, акрил, стекло, рог, слоновая кость, человеческие черепа и кости, человеческие органы, формальдегид, кровь, драгоценные камни.
После создания снимка Уэйн продает свои камеры — правда, не все. Некоторые остаются с ним навсегда.
1. Камера «Третий глаз» (third eye) — самая известная камера Белгера. Свет попадает в камеру именно через «третий глаз» во лбу черепа. Этот аппарат предназначен для фотографирования красоты разложения — так выражается сам фотограф. Камера сделана из алюминия, титана, латуни, драгоценных камней и стопятидесятилетнего черепа тринадцатилетней девочки…
Все фотографии, сделанные «Третьим глазом», изображают заброшенные пейзажи, надгробия, ржавые конструкции и транспортные средства. Несмотря на экстравагантный внешний вид, камера снимает на обыкновенную пленку «Полароид»; результатом становятся отпечатки размерами 11 х 14».
2. В камере «Сердце» (Heart, 2006) использовано настоящее детское сердце (в формальдегиде). Эта камера изготовлена специально для фотографирования матерей на последнем месяце беременности. она создана в память о брате-близнеце Уэйна, умершем в младенчестве.
3. Подводная камера «Емайя» (Yemaya, 2005) водонепроницаема, что довольно удивительно для фотоаппарата типа «пинхол» и технически довольно сложно, хотя и осуществимо. Материалы: алюминий, латунь, акрил, стекло, жемчуг, морские животные.
Подводная съемка требует очень длинных выдержек. Фотографируя затонувшую на глубине 30 м лодку около острова Каталина, Белгер установил выдержку длительностью полтора часа! Большинство фотографий подводного мира сделаны Белгером в гигантском аквариуме музея океанографии в Монтере.
4. Фотоаппарат «Неприкасаемый» (Untouchable, 2002). Материалы: Медь, титан, алюминий, акрил и ВИЧ-положительная кровь. В качестве красного фильтра для него применена ВИЧ-положительная кровь. Естественно, кровь обработана и разбавлена определенным образом, чтобы избежать свертывания.
Фотографии неясной фигуры, сделанные с помощью «Неприкасаемого», носят общее название «Кровавые работы» и напечатаны не краской, а… чаем. Камера была изготовлена специально для того, чтобы фотографировать людей, зараженных ВИЧ-инфекцией. Всего Белгер сделал при помощи «Неприкасаемого» две серии работ – в красных и в серых тонах.
5. Природная камера «Олень» (Deer, 2006) создана для фотографирования охоты и процесса отчуждения человека от природы. Материалы: сталь, латунь (латунные части, собственно, и отлиты из старинных гильз), бронза, медь, алюминий, оленьи рога и человеческая рука из слоновой кости, взятая из сломанной статуэтки Христа XIX века.
Уэйн редко покупает «ингредиенты» для своих камер: чаще всего он находит их в самых неожиданных местах и даже ездит в экспедиции по поиску различных артефактов.
6. Камера «Стрекоза» (Dragonfly, 2002) сделана в память об умершей девятилетней девочке и предназначена для фотографирования детей. Точнее, даже не детей, а, как говорит Уэйн, «временных отрезков жизни детей». Серии фотографий, сделанные этой камерой, носят названия «Райли», «Тара», «Тай» и «Тадж-Махал». Игрушки, использованные при изготовлении, принадлежали девочке, как и написанные детским почерком слова на разных гранях камеры. Материалы: сталь, алюминий, акрил, насекомые, цветочные лепестки, старинные игрушки, страницы книг.
7. Камера «Яма». Названа в честь индо-буддийского бога смерти. Материалы: алюминий, титан, медь, латунь, бронзированная сталь, серебро, ртуть, 4 сапфира, 3 рубина, бирюза, песков, кровь, и 9 опалов. В качестве основы для корпуса камеры использован пятисотлетний череп тибетца. Плёнка загружается с помощью пневматического устройства. Объективов два, и они расположены в глазницах черепа.
8. «Сыны Авраама (9/11)». Камера сделана из алюминиевого блока самолёта, потерпевшего авиакатастрофу, куска стальной арматуры от южной башни WTC, обрывка страницы Библии 1860 года, обрывка страницы Корана 1960 года и обрывка страницы Торы 1880 года. Сам «объектив» сделан из куска опорной балки Южной башни Мирового Торгового Центра.
9. «Древесная камера» сделана из дерева, ржавого железа, алюминия, оргстекла и насекомых. Большая часть деталей для камеры найдена в Долине Смерти в Калифорнии. У камеры есть сменная передняя панель – чтобы менять объекты перед пинхолом.
Разумеется, это далеко не все работы фотографа, но они дают представление о его творчестве. Увидеть мир через фотографии Уейна Белгера можно каждому, но вот понять его, не отвергая как чужеродную сущность – намного сложнее. Уейн Белгер создает камеры являющиеся органической, неотъемлемой частью того самого мира, который мы видим в фотографиях, сделанных через их объектив, а потому моменты, запечатленные на них, имеют максимальное приближение к своей истинной потаенной сущности. Такова философия Белгера.
Источник тут