Досуг Общество Легенды и Мифы Живой мир Игры МАГАЗИН ДЛЯ ВСЕХ

Новое на сайте

Главная » Общество » Граффити. История.

Граффити. История.

Вестник К начинает публикацию серии статей, посвященных современному искусству. Этот блок в нескольких частях расскажет вам о таком его виде, как граффити.

Часть 1. Граффити. История.

Граффи́ти (в контексте исторических надписей единственное число — граффи́то; от итал. graffito, множ. graffiti) — изображения, рисунки или надписи, выцарапанные, написанные или нарисованные краской или чернилами на стенах и других поверхностях.

Граффити берет свое начало еще с древнейших времен. Конечно, все мы знаем о настенной живописи в странах Древнего Востока, в Греции, в Риме (Помпеи, римские катакомбы).

Таким образом, самые ранние граффити появились в 30 тысячелетии до н. э. Тогда они были представлены в форме доисторических наскальных рисунков и пиктографий, нанесенных на стены такими инструментами, как кости животных и пигменты. Подобные рисунки часто делались в ритуальных и священных местах внутри пещер. Чаще всего на них изображали животных, живую природу и сцены охоты. Эта форма граффити нередко вызывает споры, насколько вероятно, что подобные изображения создавались именно членами доисторического общества.

Зубр. Пещерная живопись. Палеолит. Пещера Альтамира. Испания.

Лошадь и олени.Пещерная живопись.Палеолит.Пещера Ласко.Франция.

Стадо скота у деревни. Наскальная живопись. II тысячелетие до н. э. Горное плато Тассилин-Аджер. Сахара.

В охоте первобытные люди видели особую красоту, они стремились изобразить грациозность и силу животных.

В Древнем Египте было обнаружено большое количество граффити на территории комплекса архитектуры Гиза.
На стенах  помещений в пирамиде нашли древние надписи — граффити. На них запечатлены названия команд, на которые подразделялись строители пирамиды, например, «друзья Хуфу». Здесь же рабочие сделали записи дат, такие как «год 17 правления Хуфу». Надписи были обнаружены и на обратной стороне некоторых камней, то есть там, где их не мог оставить никто, кроме самих рабочих.


Пирамида G1c. Приписывается историками дочери Хуфу – Хенутсен. Надпись МАСТЕРСКАЯ ЯРА. (по расшифровке проф. В. А. Чудинова)

В Древнем Египте наскальными рисунками полнятся усыпальницы и пирамиды. В гробницах фараонов, к примеру, было принято изображать весь их жизненный путь от рождения до смерти. Со всеми подробностями, наскальные рисунки описывают торжества погребения и т.д. Самые первобытные рисунки говорят о том, человек от самого своего появления тянулся к искусству, он хотел навсегда запомнить некоторые моменты жизни.


Древняя Греция и Древний Рим также оставили множество наскальных свидетельств, напоминающих нам об их существовании. Греки любили записывать мудрые изречения, либо случаи, которые казались им поучительными, смешными. Римляне отмечали в наскальных рисунках доблесть солдат, красоту женщин, несмотря на то, что римская цивилизация была практически калькой с греческой, римские граффити не отличаются ни остротой мысли, ни ловкостью её передачи. С развитием общества развивалось и настенное искусство, переходя из цивилизации в цивилизацию и придавая ей неповторимый оттенок.

Под слоем пепла  Помпеи обнаружили обломки городской стены, покрытые множеством надписей. Эти надписи известны под названием «граффити Помпеи».

«Граффити» Помпеи. ~ 60-79 г. н. э.

Граффити в древних Помпеях: карикатура на чиновника

Содержание надписей могло быть каким угодно и варьироваться от всем знакомых заверений в любви и изощрённых ругательств до досок объявлений и вполне любопытных философских пассажей. Ниже приводятся некоторые примеры граффити из Помпей:
— У «Ворот Везувия»: «Маркус любит Спендузу»;
— Атриум у дома Пинария: «Если кто-то не верит в Венеру, им определённо следует поглядеть на мою подругу»;
— Дом Капрасия Примуса: «Никогда не пожелала бы продать своего мужа, даже за всё золото мира!»;
— Коридор в театре: «Мете, рабыня Коминии из Ателлы, любит Кресуса. Пусть Венера, покровительница Помпей, будет благосклонна к ним обоим, и пусть жизнь их будет в гармонии»;
— Улица Театров: «Из моего магазина пропал медный горшок. Любому, кто его возвратит, я пожертвую 65 сестерицев. Ещё 20 он получит, ежели предоставит информацию об укравшем»;
— Фасад дома Центенария: «Однажды ты умираешь и становишься просто ничем»;
— У двери дома Геркулеса и Нессуса: «Запомни: пока ты жив, ненавистная смерть надвигается».

— Флороний, солдат 7-го легиона, был здесь. Женщины не знали о его присутствии. Он познал только шесть женщин,  слишком мало для такого жеребца.
-19-го апреля я сделал хлеб
-Антиох гулял здесь со своей подругой Ситерой.

Первый «новый стиль» граффити был сохранён в древнем городе Эфесе, которых находится на территории современной Турции. Местные гиды называют данный вид граффити рекламным сообщением проституции. На граффити была изображена рука, которая чем-то напоминало сердце, и отпечаток ноги с числом. Это означало, что недалеко должен быть расположен публичный дом, так как отпечаток руки в те времена символизировал оплату, а рука в виде сердца — это оплата за любовь.

Древние римляне рисовали граффити на стенах и статуях. Граффити в классическом мире имели совершенно иное значение и содержание, чем в современном обществе. Древние граффити представляли собой любовные признания, политическую риторику и просто мысли, которые можно было бы сравнить с сегодняшними популярными посланиями о социальных и политических идеалах.

 

На стене палатинского дворца в Риме нарисован распятый на кресте человек с ослиной головой.  Внизу стоит подпись (с ошибкой): “Алексамен поклоняется Богу”.
Граффити помогли узнать некоторые подробности об образе жизни и языков давно ушедших культур. Орфографические и грамматические ошибки в написании граффити говорят о невысоком образовательном уровне людей, живших тогда, и одновременно помогают разгадать загадки разговорной латыни.

В Средние Века данный вид изобразительного искусства был распространён в доколумбовой Месоамерике. К примеру, в крупных городищах майя Тикаль обнаружено большое количество чётко выраженных граффити-рисунков на внутренних стенах зданий, на дверных косяках, на притолоках и балках перекрытий часто встречаются граффити – рисунки, прочерченные или реже – нарисованные черной краской. Многие из них выполнены непрофессионально, хотя иногда угадывается рука мастера.

Граффити Майя. ~ 5 век н.э.

По мнению исследователей, Тикаль, изображенный на граффити, точно соответствует реальному городу и времени его наивысшего расцвета. На основе рисунков, можно много рассказать о социальной организации, о праздниках и ритуалах, о божествах, которых почитали горожане. Наиболее «популярными» сюжетами изображений служили обряды, приуроченные к празднованию нового года или связанные с подтверждением власти правителя, ритуальная игра в мяч, жертвоприношения и танцы.

Граффити викингов, уцелевшие в Риме и в Ирландии на Ньюгренджском кургане, а также знаменитая надпись варяга, нацарапавшего свое имя (Халвдан) рунами на перилах в Софийском соборе в Константинополе, — все эти граффити помогают нам узнать некоторые факты из повседневной жизни прошлых культур.

В Софийском соборе Константинополя хорошо видны надписи 19 века, но в одном месте есть граффити викингов 9 века. Поскольку викинги никогда не захватывали Константинополь, то логично предположить, что это были либо купцы, либо наёмники, служившие в гвардии императора.

Надпись Халфдана. Надпись настолько стёрлась, что можно прочесть только «(-)alftan» — фрагмент древненорвежского имени Халфдан (норв. Halvdan). Остаток надписи прочесть невозможно, однако предполагается, что надпись представляла собой распространённую формулу «такой-то вырезал эти руны»

Граффити, известные как Тахеронс, нередко находят на стенах в романско-скандинавских церквях.

О существовании древнерусских граффити долгое время было известно лишь по случайным отрывочным сведениям и упоминаниям архитекторов, историков и любителей старины. Надписи сохранились в городе Владимире (Боголюбский замок), в Новгороде (София Новгородская) в Зверинецких пещерах в Киеве и Софии Киевской. Их нелегко было найти, расчистить, прочитать и датировать. Скрытые под многолетними наплывами, слоями краски, они были малозаметны. Исследования начались в середине прошлого века.

Наши предки выцарапывали на стенах надписи, близкие летописным, содержащие сведения о военно-политической истории Древней Руси. Например, на стенах церкви Софии Киевской сохранились записи о кончине князя Ярослава Мудрого, о княжении Святослава, о мире на Желяни, о жене Изяслава Ярославича Олисаве и надпись о Бояновой земле. Целая небольшая летопись-граффити!

Граффити Софии Киевской

Самые древние записи принадлежат к XI веку (1042 г.), то есть сделаны около 1000 лет назад! Есть молитвенные надписи и, конечно, так называемые автографы, когда человек просто фиксировал своё имя на стене собора.

Граффити на стенах Храма св. Пантелеймона в Галиче. XII век.

Прорисовка граффито-рисунка на стене новгородского храма конца XII века Спаса на Нередице

Художники эпохи Ренессанса (XIV — XVI век), такие как Пинтуриккьо, Рафаэль, Микеланджело, Гирландайо или Филиппино Липпи спускались в развалины Золотого дома Нерона, они вырезали или вырисовывали свои имена и по возвращении оттуда начинали использовать гротескный стиль в своих работах.

Фреска Рафаэля «Афинская школа». Ватикан.

Ватикан. Сад.
На некоторых из египетских пирамид обнаружены граффити, оставленные французскими солдатами во время египетской кампании Наполеона. Лорд Байрон оставил свой след на одной из колонн в храме Посейдона на Мысе Сунион в Аттике, Греция. Примеры граффити также можно встретить в Америке — это знаменитый Расписной камень, национальный межевой знак на Орегонской тропе. В Германии на стенах Рейхстага до сих пор остались граффити, оставленные советскими солдатами.

Подписи, оставленные советскими солдатами на стенах Рейхстага.

Хочется также вспомнить и об известных граффити в произведениях художников и писателей. Все вы, конечно, слышали и знаете о них, но и предположить не могли, что это самое настоящее граффити! Посмотрим на известную картину В.М. Васнецова «Витязь на распутье»:

Витязь разглядывает надпись на камне, гласящую «Налево пойдешь — смерть найдешь, Направо пойдешь — коня потеряешь, Прямо пойдешь — счастье найдешь.» Чем еще может являться эта надпись, как не самым настоящим сказочным граффити!

Также можно вспомнить известное произведение Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев», где главные герои в окрестностях пятигорского провала оставляют незабвенную запись мелом: «Киса и Ося были здесь.» Да-да, и это тоже граффити!


Но вернемся к реальности.

Два послевоенных изобретения позволили граффити получить второе рождение. Во-первых, аэрозольная краска, производство которой было налажено в 1949 году, позволила с лёгкостью наносить относительно красивые многоцветные изображения. Во-вторых, появились бунтарские субкультуры наподобие хип-хопа, в которых разрисовывание стен превратилось в акт против общества.
Одним из первых современных райтеров (художников, пишущих граффити) считается нью-йоркский тинейджер по имени Деметриос. Он работал курьером и во время своих перемещений по городу писал свой никнейм на стенах и других поверхностях (например, в метро). Его тег состоял из его настоящего имени Таки (диминутив греческого имени Деметриус) и номера улицы, на которой он проживал — 183rd Street.

Taki 183 — основатель современного граффити

21 июля 1971 года в газете Нью-Йорк Таймс появилась статья «Taki 183» Spawns Pen Pals., после прочтения которой сотни тинейджеров начали писать свои имена по всему Нью-Йорку. Хотя Таки 183 был первым прославленным райтером, он признался, что некий Julio 204 начал ставить свои теги раньше него. Но Julio не писал нигде кроме своего района, поэтому не получил такой популярности, как Таки.


История граффити достоверна до этой точки. Однако, по мере развития граффити и становления более популярной культурой, повествование становится более запутанным и неоднозначным. Во времена зарождения граффити райтеры и поезда имели почти духовную связь друг с другом. Подземка была связующей системой для граффити, она была иконой для граффити райтеров, которые стремились, чтобы их работы увидела и публика и другие райтеры.

Ранние райтеры не заботились о том, поймут ли их надписи зеваки. Однако с появлением интереса к граффити все стены были «убиты» тэгами. Читаемость отдельной надписи стала приобретать особую важность, и всё с одной целью — привлечь внимание прохожих. На этом этапе стиль письма и выбор места стали играть заметную роль. Каждому райтеру хотелось выделиться из общей массы и получить признание себе подобных. Далее стали применять несколько цветов краски, и, наконец, на стенах стали появляться целые композиции, некоторые из которых являются настоящими произведениями искусства!

О стилях граффити, известных райтерах и многом другом — в следующих частях.

 

 

Архив Вестник К