Стартом «Атлантиса» завершается эпоха американской космической программы Space Shuttle. За тридцать лет задачи многоразовых челноков серьезно изменились — от военной программы «звёздных войн» до мирной программы международного сотрудничества.
«Я думаю, что шаттл — это потрясающее летательное устройство. Более 30 лет он служил нам верой и правдой. С ним легко работать на запусках и приземлениях. Он очень сильно помог нам в исследованиях, в постройке МКС«, — говорит о крылатом космическом аппарате заместитель руководителя пуска шаттла Пит Николенко.
«Атлантис», один из 6 построенных в США челноков, стоял на службе НАСА четверть века. Совершил 7 полётов к орбитальному комплексу «Мир», 11 — к Международной космической станции, и даже успел сняться в голливудском блокбастере «Армагеддон».
После завершения последней миссии по доставке на МКС грузов и оборудования, «Атлантис», как и его предшественники шаттлы «Индевор» и «Дискавери», станет музейным экспонатом космического центра имени Кеннеди во Флориде, рядом с местом старта.
Один из самых ярких эпизодов с участием «Атлантиса» — первая в истории пилотируемой космонавтики стыковка челнока с советским орбитальным комплексом «Мир».
«Во время полёта на станцию «Мир» мы очень многому научились у русских. Не представляю, как бы мы стали строить космическую станцию без тех приобретенных знаний. А когда всё это начиналось, то русские и американцы уже знали, как работать вместе, как наше оборудование функционирует сообща, и даже как мы будем вместе отдыхать«, — отмечает астронавт НАСА Майкл Барратт.
В этой миссии экипаж «Атлантиса» сокращён до четырёх человек — запасной корабль при нештатной ситуации на орбите НАСА прислать не сможет. Вся надежда на российские «Союзы».
«Перед командой STS-135 стоит больше задач, чем перед предыдущей командой, потому что команда состоит только из четырёх человек. В планах есть выход в открытый космос, который будет выполнен двумя космонавтами с космической станции, чтобы помочь экипажу шаттла«, — говорит руководитель отряда астронавтов НАСА Пегги Уилсон.
«Весь опыт, который мы получили, мы будем использовать, чтобы вернуться к освоению Луны, отправиться на Марс. Мы многому научились на шаттле — работать в космосе, проводить эксперименты. Полёты шаттла очень дорогие. Теперь мы сосредоточим средства на решение новых задач«, — заверяет астронавт НАСА Кэтрин Колман.
После завершения эксплуатации шаттлов они будут отправлены в музеи: никогда не летавший шаттл «Энтерпрайз», который в настоящее время находится в музее Смитсоновского института в районе вашингтонского аэропорта Даллеса, будет перемещен в Морской и аэрокосмический музей в Нью-Йорке. Его место в Смитсоновском институте займет шаттл «Дискавери». Шаттл «Индевор» встанет на вечную стоянку в Калифорнийском научном центре в Лос-Анджелесе, а шаттл — «Атлантис» будет выставлен в Космическом центре имени Кеннеди во Флориде. При этом любой желающий может купить шаттлы после завершения программы всего за 28,8 миллионов долларов. Двигатели же и вовсе бесплатны — при условии самовывоза.
В ближайшие три года Россия будет единственной страной, выполняющей пилотируемые полёты на МКС. Однако, ни в НАСА, ни в Роскосмосе не исключают — будущие космические экспедиции к Луне или Марсу могут быть совместными.
«Все прекрасно понимают, что идти в одиночку будет очень тяжело. Да и вообще, если такая аналогия уместна — по дороге идти легче в компании. Не потому что это веселее, а потому что это легче, проще и эффективнее«, — уверен статс-секретарь — заместитель руководителя Федерального космического агентства Виталий Давыдов.
Эпоха многоразовых космических кораблей завершена. Шаттлы были слишком дорогими кораблями даже для богатой Америки. И ещё они оказались не очень надежными. Несколько лет относительного затишья в Америке посвятят разработкам новых кораблей и ракет-носителей. Чтобы не отстать, России надо открывать новую страницу своей космической истории – с новыми кораблями и новыми целями.
Согласно договоренности между двумя странами, Россия обязана предоставлять американской стороне минимум одно место в корабле. За одно место NASA будет платить Роскосмосу $51 млн.
Тем временем американцы продолжат разработку нового космического транспорта. На это выделено $200 млн, которые распределены между несколькими компаниями: США делают ставку на частную инициативу в ракетостроении, и частные компании борются за контракты от NASA, которое, несмотря на период«затягивания поясов» в бюджетной политике США, обладает финансированием в $18,5 млрд в год(бюджет Роскосмоса, для сравнения, — всего $3 млрд в год).
В декабре 2010 года состоялся успешный экспериментальный полет первого частного космического корабля Dragon, изготовленного компанией SpaceX. Он осуществил два витка вокруг Земли, а затем совершил посадку в водах Тихого океана.
Планируется, что новый космический корабль США запускать не раньше 2015 года(эксперты утверждают, что это произойдет позже).
Источники тут и тут. Для просмотра репортажа ОРТ нажмите здесь.