Прогуливаясь по одной из центральных улиц своего города, я увидел идущих мне на встречу улыбающихся, консервативно и по-деловому одетых (брюки, белая рубашка с галстуком), молодых людей, дружелюбно шагающих мне навстречу. Не иначе как свидетели Иеговы, промелькнуло у меня в голове. Поравнявшись с ними, я увидел в руках одного из них книгу, которой юноша размахивал словно флагом. Прочитав название книги, и с трудом сдерживая смех и недоумение, я поспешил как можно быстрее пройти мимо. На книге большими золотыми буквами, прямо по центру, было написано: Мормоны.
Вообще тема мормонов вызывает как минимум иронию у тех, кто хоть что-то мало-мальски знает, что же из себя представляет эта с позволения сказать «религия».
Итак, чтобы поближе познакомиться с этой религией, давайте переместимся в далекий 1805 год, в семью разорившегося фермера Джозефа Смита старшего, у которого 23 декабря, появилось очередное пополнение в семье, в виде Джозефа Смита младшего (судя по имени младшего отпрыска, оригинальностью и креативом отец будущего « великого» пророка не обладал). Д. Смит младший был 5-м ребёнком в семье, в которой всего, в последствии было 11 детей. Жили они довольно таки бедно, о чем сам Д. Смит младший писал в своих воспоминаниях : «Находясь в стеснённых обстоятельствах, [мы] были вынуждены тяжело трудиться, чтобы содержать большую семью… и это требовало крайнего напряжения сил всех, кто был способен оказать какую-либо помощь, чтобы обеспечить семью, поэтому мы были лишены этого блага — образования. Скажу только, что меня научили просто читать, писать и преподали основные правила арифметики».
Естественно подобное положение дел не устаивало предприимчивого Д. Смита, честолюбие которого диктовало ему что нужно что то делать чтобы выбраться из преследовавшей их семью нищеты. По словам Джозефа Смита, в 1820 году, когда ему было 14 лет, его внимание привлёк стих из Послания Иакова: «Если же у кого из вас недостаёт мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упрёков, — и дастся ему». Несколько перефразировав фразу, взятую в святом писании, Д. Смит стал усердно просить Бога даровать ему если уж не мудрость, то богатство как минимум. И его молитвы не остались не услышанными. Вернувшись с одной из своих лесных молитв домой, предприимчивый юноша сообщил огорошенным соплеменникам, что во время молитвы в лесу, к нему чудесным образом явилось 2 человека, один из них произнес: «Сей есть Мой Возлюбленный Сын, слушай Его». Иисус Христос предупредил юношу о том, чтобы он не присоединялся ни к одной из существующих церквей, ибо «все они неправильны и все их вероучения омерзительны в Его глазах. Они проповедуют заповеди человеческие как учения, имеющие вид Божественного, но отрицают силу его». Джозефу Смиту было также обещано, что «когда-нибудь в будущем ему станет известна полнота Евангелия».
В последующие три года, наблюдая за реакцией людей на его высказывания, и, оценивая обстановку, Д. Смит-младший выжидал подходящего момента и обдумывая план дальнейших действий. Не видя сильной критики со стороны окружающих, так же как собственно и денег, Джозеф решил шагнуть чуть дальше чудесного видения им Бога в лесу. И как-то раз, когда Смит-младший молился в гордом одиночестве у себя на чердаке, к нему явился ангел божий. Вот как сам Д. Смит описывает те события: «Он назвался ангелом Божьим, посланным, чтобы принести радостные вести о том, что завет, который Бог заключил с древним Израилем, вот-вот должен исполниться, что скоро должна начаться подготовительная работа ко Второму пришествию Мессии; что приблизилось время, когда Евангелие во всей его полноте будет проповедовано в силе всем племенам, чтобы народ мог быть подготовлен к тысячелетнему царствованию. Мне было сказано, что я избран в качестве орудия в руках Бога для осуществления некоторых из Его целей в этом великолепном учении». Разумеется, как и в первом случае, таинственного ангела никто кроме Джозефа не видел. Мороний также сказал Джозефу Смиту, что на близлежащем холме сокрыт в земле сборник древних писаний, выгравированных на золотых листах древними пророками. Эти священные летописи рассказывали о народе, который был выведен Богом из Иерусалима в Западное полушарие за 600 лет до Р. Х. Мороний был последним пророком среди того народа, и именно он укрыл в тайнике летописи, которые Бог обещал явить людям в последние дни. Джозефу Смиту предстояло перевести эти священные письмена на английский язык. С этого времени Джозеф 22 сентября, каждого года встречался с ангелом в лесу для получения новых знаний, ну и естественно чтобы ненароком не вспугнуть посланника небес, Джозеф должен был находиться в гордом одиночестве.
22 сентября 1827, как повествует Джозеф Смит, ему было, наконец, позволено взять листы из тайника. Поскольку они были золотыми, их неоднократно пытались украсть, и по этой причине Джозеф надежно укрывал их от посторонних глаз. В начале 1828 года Смит сумел убедить в своих суждениях богатого фермера Мартина Харриса и тот с радостью пожертвовал внушительную сумму денег на создание книги мормонов, ну и для поддержания творческих порывов самого Джозефа.
Мартин Харрис неоднократно просил Джозефа Смита разрешить показать рукопись его знакомым в Пальмире. После нескольких отказов он получил разрешение, но в Пальмире рукопись таинствен
ным образом пропала, прямо из закрытого кабинета Джозефа Смита, ключ от которого он всегда носил в кармане брюк. По словам Джозефа Смита, после этого Бог так разгневался на нерадивого Смита, что в качестве наказания изъял у него золотые листы, которые к большому сожалению Смит так и не успел никому показать.
После всех этих событий, уже имея ряд спонсоров и не имея материальных проблем, Джозеф говорит, что его по прежнему посещают апостолы, ангелы и масса святых. Помогая тем самым популяризировать его учения.
Слава, власть, деньги казалось бы чего еще желать, но герою нашего романа и этого оказалось мало. Предприимчивому Джозефу хотелось больше… женщин. И он ни кого не стесняясь, прямо заявил об этом своей супруге Эмме, его супруга была конечно женщиной любящей, но и ее терпению наступал конец. После скандала который закатила проповеднику его жена, он не отчаиваясь, решил вернуться к уже отработанной до мелочей схеме и пошел куда бы вы думали? Правильно, снова в лес, чтобы в одиночестве помолиться, и как известно ищущий да обрящет, и снова на помощь Джозефу приходят силы небесные в виде Бога, призывающее Джозефа к многожёнству. Воодушевленный встречей с Богом, Джозеф на всех порах спешит домой чтобы «обрадовать» супругу, естественно, против таких аргументов бедная женщина не смогла ничего возразить, и ей оставалось лишь наблюдать за постоянно пополняющимся гаремом ее благоверного.
Но как гласит известная поговорка: сколько верёвочке не виться, конец все равно будет. Закончилась судьба нашего авантюриста столь же плачевно как и начиналась. Чувствуя, что тучи сгущаются, в марте 1844 Джозеф Смит провёл собрание для Кворума двенадцати апостолов, объявив, что теперь они владеют всеми ключами для проведения церковной работы после его смерти.
До конца своей жизни Джозеф Смит публично отрицал участие в многожёнстве. Многие его близкие соратники были возмущены такими действиями и выступили против Смита. Один из его бывших соратников, Уилльям Ло, устроил типографию в Наву и опубликовал первый номер газеты «Наву Экспозитор» 7 июня 1844, в котором описал действия Джозефа Смита. Будучи мэром Наву, Джозеф Смит приказал своим маршалам разнести типографию и уничтожить «Наву Экспозитор». Это действие возбудило ещё большее негодование населения. Смит объявил военное положение. Губернатор Иллинойса Томас Форд собрал добровольное ополчение, чтобы предотвратить войну между сторонниками и противниками Смита, и предложил Смиту сдаться добровольно под его охрану и предстать перед судом за уничтожение печатного пресса.
Джозеф Смит распустил свой легион и бежал, но после некоторого колебания сдался под охрану губернатора в тюрьме города Картидж и стал ожидать суда. В тюрьме Смит был вооружён пистолетом, и с ним находились его брат Хайрам, Уиллард Ричардс и Джон Тейлор (в будущем — третий по счёту президент церкви).
27 июня 1884 в 20:05 погромщики с лицами, вымазанными сажей, ворвались в тюрьму и застрелили Джозефа и Хайрама Смитов.
Подводя итоги, хочется узнать, чем же в современном мире, веке информационных технологий, полетов в космос и прочими достижениями современной цивилизации, могут завлечь последователи Д. Смита в свои ряды новобранцев, уж не многожёнством ли?