«Затушите! Здесь дымить нельзя!», — курильщика у метро берут в плотное кольцо. Серьезные лица, на рукавах красные повязки со знаком, на котором перечеркнута сигарета… Человек смущается, извиняется и выбрасывает окурок. Такая сцена, похоже, станет привычной глазу москвичей.
В столице появилась общественная антитабачная полиция. Молодые люди станут регулярно патрулироваться дворы и улицы Белокаменной в поисках тех, кто курит в неположенных местах. С нарушителями проведут профилактическую беседу и в крайнем случае вызовут полицию — чтобы та оштрафовала.
В минувшую субботу репортеры «МК» приняли участие в первом рейде антитабачного патруля.
— А в глаз не дадут? — интересуюсь я у своих новых знакомых. Те успокаивают: дескать, все будет хорошо, главное самим на кулак не нарываться.
— Никакой агрессии, — наставляет наш «вожак» Дмитрий Казаков. — Спокойно подходим, объясняем, просим устранить нарушение. Если человек начнет нервничать — вежливо прощаемся. В крайнем случае свистим (ура, свисток у нас есть!) и зовем полицию.
Итак, первый антитабачный рейд начался. Мы решили двинуться от метро «Бауманская» в сторону Ярославского вокзала. По пути планируем заглядывать на детские площадки, территории школ, поликлиник, музеев, фитнес-центров — — короче всех тех мест, где курить теперь строжайше запрещено. Нас немного (всего в добровольную антитабачную полицию входит несколько десятков человек). Среди нас совершенно обычные люди — учителя, автомеханики, медики, менеджеры. Словом, москвичи, которых достало, что курильщики даже после принятия закона продолжают портить им жизнь.
-Я стараюсь следить за здоровьем, питаться правильно, в спортзал хожу, но какой в этом смысл, если меня обкуривают с утра до вечера? — возмущается Дима. — Я считаю этих людей самыми настоящими преступниками. Они покушаются на мою жизнь, они в конце концов нарушают закон. Вот с 1 июня 2013 года нельзя курить у входов метро. И что? Пойдемте осмотрим, соблюдается ли это требование.
Чего там смотреть? Я и так вижу, что не соблюдается… Эх… Но подойти к конкретному курильщику и сказать ему об этом до сих пор не решалась. А тут — повязка на руке вроде как право дает.
У входа в метро курят человек 10, не меньше. Подходим к двум юным леди.
— Курить нельзя ближе чем 15 метров от входов на станцию, — говорит член нашей команды, педиатр Катерина Новоссад.
— А у нас рулетки нет, мы не мерили, — огрызается барышня.
Вы понимаете, что вредите другим людям?!. Здесь хотят дети, беременные, старики, у которых может быть аллергия на табачный дым, — взывает к совести доктор.
-Если честно, мы не знали про этот новый закон, — пытается сгладить конфликт вторая девушка. — Больше не будем. Вообще больше курить не будем. Только не фотографируйте нас, пожалуйста, чтобы родители не узнали…
Тут из дверей метро выходит иностранец, сразу закуривает. Видит нас, наши повязки и, не говоря не слова, тушит сигарету о туфель. Работает! С нашим приходом половину всех курильщиков возле метро как ветром сдуло.
Молодцы, ребята! Наконец-то! — то и дело кричат прохожие. Народ нас явно одобряет. Только курильщики не в восторге от нашего появления. Двое парней у входа в метро сначала перепугались до смерти, а потом принялись атаковать.
— Почему вы меня фотографируете? Я не даю свое разрешение на это!
— Вы закон нарушаете. Мы фиксируем это.
— А у меня сигарета электронная. Я тоже нарушаю? — интересуется один и демонстрирует нам черную штуковину. Формально вроде как не нарушает, потому как внутри сигареты нет табака. Но ведь если так рассуждать, то он может с электронной сигаретой и в вагоне метро, и в кабинете врача, и в детском саду появляться? Правда, в этом случае его можно привлечь к ответственности за пропаганду среди несовершеннолетних, но это уже другая история
Мы перемещаемся на детские площадки. Курящие мамаши, завидев нас, тушат сигареты, хватают коляски и наутек. Но мы фотографируем окурки — это тоже улика.
Комментарий юриста Антитабачной коалиции Виктора ЗЫКОВА:.
-Окурки, отсутствие знака о запрещении курения на детской площадке — все это дает основании написать жалобу в муниципалитет и полицию. Если нарушение произошло у входа в метро, то жаловаться надо в администрацию подземки. Если речь идет о вокзале — то непосредственно начальнику станции. Вообще ответственность за нарушение антитабачного закона несут должностные лица тех организаций, на территории которых оно произошло.
Хуже всего дела возле вокзалов. Прокурено все до невозможности. На перроне, с которого отходят электрички, курить с 1 июня нельзя. Но дымят все! Мы пытаемся объяснить это пассажирам, но нас посылают примерно туда, где растет табак. Заходим в тамбур одной из стоящей электричек. Прямо там курят трое. В руках помимо сигарет пивные бутылки. Вид такой, что боишься спросить, который час, не то, что заикнуться о вреде никотина.
-Девушки, это работа не для вас, — говорит Дима. — Вокзалы будем патрулировать сугубо мужским составом.
По итогам рейда мы написали десяток жалоб. Посмотрим теперь, как на них отрегулируют власти. «Антитабачные полицейские» говорят, что в скором времени в каждом районе Москвы, а потом и в каждом российском регионе появится такие бригады. С 15 ноября будут действовать штрафы за курение в неположенных местах. Вот тогда патрули будут каждого нарушителя задерживать и передавать в руки властей. А пока довольствуются только беседами, стыдят, уговаривают. «Вы все еще курите? Тогда мы идем к вам!»
Источник