Руководство ГУМа вчера попросило своих партнёров из российского представительства Louis Vuitton убрать чемодан с Красной площади — с объяснением, что конструкция «вызвала недовольство у части общества», а её габариты превысили проектные параметры. Это случилось через несколько часов после того, как владелец ГУМа Михаил Куснирович доложил на заседании Общественной палаты, что чемодан простоит на главной площади страны до 19 января, и что все параметры сооружения долго и тщательно согласовывались с уполномоченными госструктурами.
Сегодня глава московского городского департамента СМИ и рекламы заявил, что столичные власти готовы демонтировать чемодан на Красной площади в трёхдневный срок, если ФАС подтвердит, что конструкция является рекламной. Чиновник повторил вслед за «Архнадзором», что Красная площадь включена в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, в связи с чем её запрещено застраивать рекламными модулями.
Не удивлюсь, если в ближайшие часы с собственными инициативами по демонтажу скандального чемодана выступят Министерство культуры и Федеральная служба охраны. До вчерашнего дня оба этих ведомства решительно открещивались от ответственности за проект и от собственной роли в его согласовании. Но ведь и та самая мэрия, которая сегодня уже готова прислать на Красную площадь таджиков с монтировками, вчера ещё очень убедительно рассказывала, что эта территория находится в исключительной компетенции ФСО, и полномочия муниципалов на неё не распространяются.
В этой удивительной истории, как в капле воды, отражается пресловутая «русская модель управления». Сначала в тайне и тиши кабинетов согласовывается некая херь, которая чревата очень громкими и предсказуемыми последствиями для большого количества людей. Но привлечь этих самых людей к обсуждению никому не приходит в голову — ни властям (что довольно естественно), ни коммерсантам, ни их рекламистам-пиарщикам (что довольно удивительно). В результате согласованное в кабинетной тиши начинает становиться явью и вызывает мощную негативную реакцию, которая на 80% связана именно с тем, что никто не понимает, и никто не может объяснить, откуда вся эта фуета вообще взялась на наши головы. Дальше наступает интересная фаза ожидания deus ex machina. В этой фазе коммерсанты и чиновники ведут себя по-разному. Чиновники рефлекторным страусиным движением ввинчивают головы в песок и начинают оттуда бубнить, что они сами только что обо всём узнали, их согласия никто никогда не спрашивал, а собственного мнения по вопросу у них нет. Коммерсанты в этот момент отчаянно пытаются спасти свой прожект от нарастающего возмущения публики, ссылаясь на санкцию, которую им когда-то выдали те самые чиновники. Потом откуда-то сверху поступает отмашка — и тут роли сразу меняются. Коммерсанты прячут головы в песок, и пытаются забыть свою инициативу как сон дурной. А чиновники надевают доспехи, седлают коней, и наперегонки отправляются биться с драконом, про которого уже доподлинно известно, что он издох.
Применительно к чемодану на Красной площади такой финал можно считать хэппи-эндом: в кои-то веки «часть общества» может тешиться иллюзией, что её протесты услышаны, а главная площадь страны, похоже, избавляется от очень наглой пацанской рекламной конструкции (которую изначально можно было бы разместить на любом московском пустыре — и слова бы никто не сказал, но это было б не по-пацански). Но, к сожалению, это история не про чемодан, а про то, как непрозрачны, непонятны, эфемерны и обратимы в офлайновой России вообще любые решения той самой власти, без санкции которой ничего тут не может быть решено или сделано. Способность предпринимателя реализовать любой проект зависит от умения его «согласовать». То есть за закрытыми дверьми получить секретную санкцию, от которой выдавший её чиновник за одну секунду открестится, как только почувствует, что ею недовольны «наверху». И на этом придурковатом трюке «сегодня разрешил / завтра запретил» в масштабах Вертикали зарабатывается больше денег, чем на любой экономически осмысленной деятельности.