30 ноября ушел из жизни Народный артист СССР Юрий Яковлев. В его случае народный – не просто звание. Любовь зрителей – от мала до велика – сделала его одним из символов ушедшего советского кинематографа.
Поручик Ржевский, Стива Облонский, Ипполит и сам Иван Грозный. Кто бы мог подумать, что когда-то приемная комиссия ВГИК вынесла Яковлеву вердикт: «Некиногеничен». Да и двойка по актерскому мастерству на первом курсе Театрального училища имени Щукина могла поставить под сомнение его карьру.
Заурядный Ипполит в исполнении Юрия Яковлева получился обаятельным персонажем новогодней сказки. «Ирония судьбы, или с легким паром!» — без этого фильма не обходится ни один новогодний праздник в России. Если попросить людей на улице назвать главные символы Нового года, то это скорее всего будут мандарины, оливье и «Ирония судьбы».
Между тем роль Ипполита Яковлев получил случайно. Изначально на нее был утвержден актер Олег Басилашвили, но в дни съемок скончался его отец, а чуть позже — коллега, актер Большого драматического театра Ефим Копелян, поэтому Басилашвили не смог участвовать в работе над фильмом. И тогда Эльдар Рязанов попросил сыграть роль Ипполита старого друга, актера Юрия Яковлева.
«Я ему (Юрий Яковлеву) буду вечно признателен как за прекрасную актерскую работу в картине, так и за безукоризненное человеческое поведение», — подчеркивает режиссер.
Картина Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию», снятая по мотивам пьесы Михаила Булгакова, в 1973 году стала лидером кинопроката.
В ней Юрий Яковлев сыграл сразу два совершенно разных характера – Ивана Грозного и советского управдома Бунша. Кстати, на роль Ивана Васильевича пробовались сразу несколько известных актеров – Юрий Никулин, Георгий Вицин, Евгений Евстигнеев и Евгений Лебедев, но досталась она все-таки Яковлеву, и за нее он получил гонорар в 4350 рублей. Немыслимые для 1973 года деньги, когда средняя зарплата была около 130 рублей.
Как актер признался в интервью, играть сразу две роли было сначала трудно. «Царя всерьез играть было нельзя, потому что это комедия. И все же он и в этих непривычных обстоятельствах должен был оставаться Иваном Грозным. А Буншу нужно было изобразить другими красками. Это должен был быть абсолютно бытовой кретин с двумя извилинами«, — рассказывает Юрий Яковлев.
Своей популярностью поручик Ржевский во многом обязан Юрию Яковлеву. Этот персонаж получил широкую известность после выхода на экраны комедии Эльдара Рязанова «Гусарская баллада» (1962), снятой по пьесе Александра Гладкова. К 1980-м годам Ржевский стал одним из трех самых популярных героев анекдотов. Яковлев говорил, что поручик стал уже «как бы реальным лицом», ведь в Ржеве даже решили поставить ему памятник!
Когда автор сценария фильма Александр Гладков дарил Яковлеву свою пьесу, то написал: «Никогда не поздно, милый Юрий Васильевич, открыть в себе гусара«, на что Яковлев ответил, что гусара открыл в себе еще до «Гусарской баллады». «Во мне этого много. Я же мужчина, в конце концов«, — сказал актер.
Изначально роль Ржевского должен был исполнить Сергей Юрский. Рязанов считал, что он идеально подходит для этой роли, однако Яковлев был фаворитом у остальных в «Мосфильме». Статный красавец с неповторимом тембром голоса — таким Ржевского в исполнении Яковлева запомнят все кинозрители.
Закончим текст ролью, которую сам Яковлев считал своей любимой, — ролью Стивы Облонского в «Анне Карениной». В этом фильме режиссера Александра Зархи Яковлев снялся в 1967 году. Гораздо позже, когда его спросили про роль Ипполита в «Иронии судьбы», то актер отметил, что его отношение к нему – из области тщеславия. «Когда картина прошла на Новый год, мне просто нельзя было дойти от дома до театра. Это, конечно, было приятно, чего там говорить. Но дело в том, что у меня есть гораздо более интересные и глубокие роли, мимо которых просто проходят. Тот же Стива Облонский. Никто его не знает. А это одна из моих любимых ролей, я обожаю этого человека«, — рассказывал Яковлев.
Стиву Облонского он считал своей родственной душой. Обаяние персонажа, его непосредственность и простота… Эти лучшие качества Облонского, возможно, были присущи и самому Яковлеву. По крайней мере, коллеги и друзья великого актера отмечали его необыкновенную доброту и внутренний свет.
Стоит также упомянуть роли Яковлека в фильмах «Идиот», «Карнавал», «Идеальный муж», «Мы, нижеподписавшиеся», закадровый голос в «Берегись автомобиля и «Старики-разбойники». Всего за время своей карьеры артист сыграл более чем в 35 театральных постановках и 75 фильмах.
Но одна роль стоит на вершине кинематографического Олимпа. Ее одной хватило бы, чтобы войти в когорту бессмертных — князь Мышкин из экранизации И.Пырьевым романа Ф.Достоевского «Идиот» (1958 г.). Яковлевские вопрошающие, проникающие, прощающие глаза навсегда врезались в память многомиллионных зрителей.
3 декабря он должен был выйти на сцену в спектакле «Пристань» – ретроспективной постановке для тех актеров, кто всю жизнь проработал в театре.
«Церемония прощания с Народным артистом СССР Ю.В. Яковлевым состоится в Театре имени Евгения Вахтангова 3 декабря с 10.00 до 13.00. Похороны пройдут в этот же день на Новодевичьем кладбище г. Москвы», — об этом говорится в сообщении, размещенном 30 ноября на сайте театра.
Юрий Васильевич Яковлев прожил счастливую творческую жизнь.
О нем трудно говорить «был», невозможно смириться с утратой.
Он ЕСТЬ в наших сердцах и нашей памяти.
Он ЕСТЬ навсегда.