Досуг Общество Легенды и Мифы Живой мир Игры МАГАЗИН ДЛЯ ВСЕХ

Новое на сайте

Главная » Общество » Жертвы моды… В буквальном смысле этого слова

Жертвы моды… В буквальном смысле этого слова

В истории моды насчитывается немало трагических случаев, когда словосочетание «жертва моды» можно употребить в прямом значении. Красота требует жертв — и порой смертельных. Поговорим лишь о некоторых модных трендах, которые могли и убить. И убивали…

Кринолин, неоднократно входивший в женскую моду, зачастую становился объектом сатиры: его сравнивали с клеткой, в которую заточена женщина, его диаметр (до 180 сантиметров) мог создавать проблемы в проходе сквозь дверные проёмы.

При падении или неудачной попытке сесть кринолин мог выгнуться в обратную сторону, а конструкцию в целом было тяжело перевозить в багаже. Кринолин был опасен, так как его владелица не всегда могла отследить его края: например, в 1857 году корреспондент «Нью-Йорк Таймс» описал случай, в котором загорелась одежда вышедшей на улицу девушки. Под край её платья закатилась сигарета, но пожар не разгорелся из-за отсутствия кислорода, пока девушка не начала идти по улице. Тогда девушку удалось спасти, но не всегда подобные инциденты, виновником которых был кринолин, заканчивались благополучно.

https://img-fotki.yandex.ru/get/9485/240376229.26/0_1014a6_41da7cf2_orig

Кринолин стал причиной смерти нескольких женщин. Существуют документальные свидетельства случаев гибели из-за кринолинов. Например, вторая жена поэта Г. Лонгфелло погибла, когда её пышная юбка вспыхнула от упавшей на неё свечи. В 1863 году, при пожаре в церкви в чилийском городе Сантьяго, дамы, застрявшие в церковном проходе из-за широких кринолинов, также стали жертвами моды, так и не выбравшись из горящего здания. В том же 1863 г. произошел случай с Маргарет Деви, 14 лет, когда загорелось платье работавшей служанки, «растянутое на кринолине». Присяжные вынесли вердикт: «Смерть из-за несчастного случая, вызванного кринолином»; известны другие подобные случаи — например, смерть двух шестнадцатилетних служанок в 1863 году.

 

Еще одно убийственное изобретение моды — корсет. Наполеон, хотя врачом и не был, высказался так: «Корсет — убийца человеческой расы». Он считал, что за тонкую талию сражаются женщины, которые не хотят иметь детей. В погоне за идеалом, модницы так утягивали корсетами свои талии, что все внутренние органы практически деформировались.

https://img-fotki.yandex.ru/get/9651/240376229.26/0_1014b1_740d97f6_orig https://img-fotki.yandex.ru/get/4700/240376229.26/0_1014a7_707afc2f_orig 

Женская грудная клетка, изменённая после ношения корсета в сравнении с нормальной грудной клеткой

У любительниц корсетов возникали проблемы с маткой, но опять же при определенных условиях. Множество женщин в 19 веке страдало от выпадения матки, зачастую вызванного многочисленными беременностями. Из-за давления на низ живота, корсеты ухудшали это состояние. Главным средством от выпадения матки были пессарии – устройства напоминающие резиновые затычки, которые вставляли во влагалище чтобы удерживать матку на месте. Интересно, что рекламные плакаты часто изображали пессарии, прикрепленные к корсетам. Женщины, надевавшие корсеты во время беременности или после родов, подвергались существенному риску.

Например, вот что пишет Ги Де Мопассан в рассказе “Мать Уродов:” Я успел позабыть эту давнюю историю, но на днях, на одном из модных пляжей, увидел изящную, очаровательную, кокетливую даму, пользовавшуюся любовью и уважением окружавших ее мужчин.
Я шел по берегу под руку с приятелем, врачом на этом курорте. Вскоре я увидел няньку и трех детей, игравших на песке.Пара маленьких костылей, валявшихся рядом, вызвали у меня чувство щемящей жалости. И тут я заметил, что эти три маленькие существа уродливы, горбаты, искривлены, ужасны.
Доктор сказал мне:
— Это — чада прелестной дамы, которая только что повстречалась тебе.
Глубокое сострадание к ней и к ее детям овладело моим сердцем. Я воскликнул:
— О бедная мать! И как она еще может смеяться! Мой приятель продолжал:
— Не жалей ее, дорогой мой. Жалеть нужно бедных малышей. Вот последствия перетянутых талий, которые до последнего дня остаются тонкими. Эти уроды — результат корсета. Она знает, что рискует при этом жизнью. Но ей все равно — лишь бы она была хороша, лишь бы ее любили!

https://img-fotki.yandex.ru/get/9652/240376229.26/0_1014a5_40a1483_orig 

Ношение корсетов во время беременности приводило к выкидышам или осложнениям при родах. Вероятно, некоторые женщины использовали тугие корсеты в качестве абортивного средства.

Ношение корсета представляет собой один из вреднейших и опаснейших для здоровья обычаев. Стягивание грудной клетки, особенно нижней, наиболее податливой её области, влечёт за собой нарушение правильной деятельности органов грудной и брюшной полостей. Вследствие сжатия нижних долей лёгких, кровь недостаточно окисляется и в результате получается малокровие и неправильная деятельность сердца. Вместе с тем сдавливаются и смещаются печень, желудок и кишечный канал, причём первая нередко претерпевает местами рубцовое перерождение, а другие органы, оттеснённые вниз, давят на органы тазовой полости и на крупные брюшные сосуды. Усиленные движения (танцы, езда на велосипеде), при туго стянутом корсете, нередко бывали причиной внезапной смерти. В громадном большинстве случаев тугое стягивание корсета служит причиной развития самых разнообразных женских страданий, а, сдавливая соски и сами грудные железы, лишали женщин возможности кормить своих детей грудью.

Твердые детали корсета впивались в тело, а иногда и протыкали его. Так, в 1859 г. одна 23 — летняя модница скончалась после бала из — за того, что три сжатых корсетом ребра вонзились ей в печень.

В эпоху Людовика XIV в моду вошла высокая прическа «фонтанж» Со временем фонтанжи становились всё выше и причудливее, достигая высоты 50-60 сантиметров и требовали поддержки каркасом, кружева же крахмалили. В Англии высокую вариацию этой причёски называли «башней» (tower), а широкий фонтанж — «комод» (a commode). Эта полуметровая, качающаяся, тяжелая конструкция на голове обладала высокой воспламеняемостью, а это было весьма чревато в эпоху свечей и газовых ламп.

Когда в моду вошли платья в стиле ампир, у женщин прибавились новые проблемы. Силуэт этих платьев с максимально высокой талией и очень маленьким рукавчиком, со струящимися до пола драпировками из полупрозрачных тканей был навеян силуэтом античной колонны.

Эта мода не была адаптирована к холодной погоде, и платье-ампир сопровождалось, как правило, теплой шалью или меховым боа. Эпоха наполеоновских войн, когда мужчин стало мало, поскольку все они воевали, ставила женщин в условия жесткой конкуренции, вынуждая их максимально обнажаться, зачастую подвергая опасности свое здоровье. В свое время эта мода наделала в Европе много бед — очень многие девушки приезжали на балы с мороза и потом получали воспаление легких с летальным исходом…

Несмотря на более суровые погодные условия, Россия очень быстро переняла французскую моду. Немало юных петербургских аристократок погибло от воспаления легких из-за желания одеваться по моде. Про эту моду в России говорили, что она унесла жизни такого числа великосветских красавиц, как редкая война уносит жизни офицеров.

Что вы знаете об отравлении свинцом? Попадая в организм, органические соединения металла превращаются в неорганические, оказывая таким образом симптомы хронической интоксикации. Свинцовое отравление характеризуется поражением всех отделов головного мозга, его симптомы: головная боль, слабость, головокружение, металлический привкус во рту. Свинец накапливался в организме модниц годами, ведь они ежедневно наносили его на кожу в виде белил.

https://img-fotki.yandex.ru/get/9651/240376229.26/0_1014ad_943f8ee9_orig 

В состав декоративной косметики в продолжение многих веков входили ядовитые вещества, и часто, женщины украшая себя, совершали медленное самоубийство. Древние греки стали использовать белый свинец и ртуть, чтобы придать коже лица известковый оттенок. Тяжелые металлы проникали в кожу, приводя красавиц к ранней смерти.

 

Первым женщин предупредил об опасности Гален. Однако ядовитый свинец женщины продолжали использовать и в Средние века, и в эпоху Ренессанса, и позже, вплоть до XIX века.

Мода и теперь продолжает собирать свой страшный урожай. Современные девушки, стремясь приблизиться к заветному идеалу «90-60-90» часто буквально изнуряют себя голодом. Модельному миру известны страшные случаи, когда желание сбросить вес ради престижных показов приводило не только к полному истощению, но и к смерти. Бразильская модель Ана Каролина Рестон скончалась при весе 40 кг, уругвайская модель Элиана Рамос умерла в 18 лет при еще меньшем весе, а одним из самых известных случаев, о котором неоднократно писали журналисты, стала смерть 28-летней модели Изабель Каро, вес девушки в последние дни жизни составлял не более 28 килограммов.

 

Архив Вестник К