В истории моды насчитывается немало трагических случаев, когда словосочетание «жертва моды» можно употребить в прямом значении. Красота требует жертв — и порой смертельных. Поговорим лишь о некоторых модных трендах, которые могли и убить. И убивали…
Кринолин, неоднократно входивший в женскую моду, зачастую становился объектом сатиры: его сравнивали с клеткой, в которую заточена женщина, его диаметр (до 180 сантиметров) мог создавать проблемы в проходе сквозь дверные проёмы.
При падении или неудачной попытке сесть кринолин мог выгнуться в обратную сторону, а конструкцию в целом было тяжело перевозить в багаже. Кринолин был опасен, так как его владелица не всегда могла отследить его края: например, в 1857 году корреспондент «Нью-Йорк Таймс» описал случай, в котором загорелась одежда вышедшей на улицу девушки. Под край её платья закатилась сигарета, но пожар не разгорелся из-за отсутствия кислорода, пока девушка не начала идти по улице. Тогда девушку удалось спасти, но не всегда подобные инциденты, виновником которых был кринолин, заканчивались благополучно.
Кринолин стал причиной смерти нескольких женщин. Существуют документальные свидетельства случаев гибели из-за кринолинов. Например, вторая жена поэта Г. Лонгфелло погибла, когда её пышная юбка вспыхнула от упавшей на неё свечи. В 1863 году, при пожаре в церкви в чилийском городе Сантьяго, дамы, застрявшие в церковном проходе из-за широких кринолинов, также стали жертвами моды, так и не выбравшись из горящего здания. В том же 1863 г. произошел случай с Маргарет Деви, 14 лет, когда загорелось платье работавшей служанки, «растянутое на кринолине». Присяжные вынесли вердикт: «Смерть из-за несчастного случая, вызванного кринолином»; известны другие подобные случаи — например, смерть двух шестнадцатилетних служанок в 1863 году.
Еще одно убийственное изобретение моды — корсет. Наполеон, хотя врачом и не был, высказался так: «Корсет — убийца человеческой расы». Он считал, что за тонкую талию сражаются женщины, которые не хотят иметь детей. В погоне за идеалом, модницы так утягивали корсетами свои талии, что все внутренние органы практически деформировались.
Женская грудная клетка, изменённая после ношения корсета в сравнении с нормальной грудной клеткой
У любительниц корсетов возникали проблемы с маткой, но опять же при определенных условиях. Множество женщин в 19 веке страдало от выпадения матки, зачастую вызванного многочисленными беременностями. Из-за давления на низ живота, корсеты ухудшали это состояние. Главным средством от выпадения матки были пессарии – устройства напоминающие резиновые затычки, которые вставляли во влагалище чтобы удерживать матку на месте. Интересно, что рекламные плакаты часто изображали пессарии, прикрепленные к корсетам. Женщины, надевавшие корсеты во время беременности или после родов, подвергались существенному риску.
Например, вот что пишет Ги Де Мопассан в рассказе “Мать Уродов:” Я успел позабыть эту давнюю историю, но на днях, на одном из модных пляжей, увидел изящную, очаровательную, кокетливую даму, пользовавшуюся любовью и уважением окружавших ее мужчин.
Я шел по берегу под руку с приятелем, врачом на этом курорте. Вскоре я увидел няньку и трех детей, игравших на песке.Пара маленьких костылей, валявшихся рядом, вызвали у меня чувство щемящей жалости. И тут я заметил, что эти три маленькие существа уродливы, горбаты, искривлены, ужасны.
Доктор сказал мне:
— Это — чада прелестной дамы, которая только что повстречалась тебе.
Глубокое сострадание к ней и к ее детям овладело моим сердцем. Я воскликнул:
— О бедная мать! И как она еще может смеяться! Мой приятель продолжал:
— Не жалей ее, дорогой мой. Жалеть нужно бедных малышей. Вот последствия перетянутых талий, которые до последнего дня остаются тонкими. Эти уроды — результат корсета. Она знает, что рискует при этом жизнью. Но ей все равно — лишь бы она была хороша, лишь бы ее любили!
Ношение корсетов во время беременности приводило к выкидышам или осложнениям при родах. Вероятно, некоторые женщины использовали тугие корсеты в качестве абортивного средства.
Ношение корсета представляет собой один из вреднейших и опаснейших для здоровья обычаев. Стягивание грудной клетки, особенно нижней, наиболее податливой её области, влечёт за собой нарушение правильной деятельности органов грудной и брюшной полостей. Вследствие сжатия нижних долей лёгких, кровь недостаточно окисляется и в результате получается малокровие и неправильная деятельность сердца. Вместе с тем сдавливаются и смещаются печень, желудок и кишечный канал, причём первая нередко претерпевает местами рубцовое перерождение, а другие органы, оттеснённые вниз, давят на органы тазовой полости и на крупные брюшные сосуды. Усиленные движения (танцы, езда на велосипеде), при туго стянутом корсете, нередко бывали причиной внезапной смерти. В громадном большинстве случаев тугое стягивание корсета служит причиной развития самых разнообразных женских страданий, а, сдавливая соски и сами грудные железы, лишали женщин возможности кормить своих детей грудью.
Твердые детали корсета впивались в тело, а иногда и протыкали его. Так, в 1859 г. одна 23 — летняя модница скончалась после бала из — за того, что три сжатых корсетом ребра вонзились ей в печень.
В эпоху Людовика XIV в моду вошла высокая прическа «фонтанж» Со временем фонтанжи становились всё выше и причудливее, достигая высоты 50-60 сантиметров и требовали поддержки каркасом, кружева же крахмалили. В Англии высокую вариацию этой причёски называли «башней» (tower), а широкий фонтанж — «комод» (a commode). Эта полуметровая, качающаяся, тяжелая конструкция на голове обладала высокой воспламеняемостью, а это было весьма чревато в эпоху свечей и газовых ламп.
Когда в моду вошли платья в стиле ампир, у женщин прибавились новые проблемы. Силуэт этих платьев с максимально высокой талией и очень маленьким рукавчиком, со струящимися до пола драпировками из полупрозрачных тканей был навеян силуэтом античной колонны.
Эта мода не была адаптирована к холодной погоде, и платье-ампир сопровождалось, как правило, теплой шалью или меховым боа. Эпоха наполеоновских войн, когда мужчин стало мало, поскольку все они воевали, ставила женщин в условия жесткой конкуренции, вынуждая их максимально обнажаться, зачастую подвергая опасности свое здоровье. В свое время эта мода наделала в Европе много бед — очень многие девушки приезжали на балы с мороза и потом получали воспаление легких с летальным исходом…
Несмотря на более суровые погодные условия, Россия очень быстро переняла французскую моду. Немало юных петербургских аристократок погибло от воспаления легких из-за желания одеваться по моде. Про эту моду в России говорили, что она унесла жизни такого числа великосветских красавиц, как редкая война уносит жизни офицеров.
Что вы знаете об отравлении свинцом? Попадая в организм, органические соединения металла превращаются в неорганические, оказывая таким образом симптомы хронической интоксикации. Свинцовое отравление характеризуется поражением всех отделов головного мозга, его симптомы: головная боль, слабость, головокружение, металлический привкус во рту. Свинец накапливался в организме модниц годами, ведь они ежедневно наносили его на кожу в виде белил.
В состав декоративной косметики в продолжение многих веков входили ядовитые вещества, и часто, женщины украшая себя, совершали медленное самоубийство. Древние греки стали использовать белый свинец и ртуть, чтобы придать коже лица известковый оттенок. Тяжелые металлы проникали в кожу, приводя красавиц к ранней смерти.
Первым женщин предупредил об опасности Гален. Однако ядовитый свинец женщины продолжали использовать и в Средние века, и в эпоху Ренессанса, и позже, вплоть до XIX века.
Мода и теперь продолжает собирать свой страшный урожай. Современные девушки, стремясь приблизиться к заветному идеалу «90-60-90» часто буквально изнуряют себя голодом. Модельному миру известны страшные случаи, когда желание сбросить вес ради престижных показов приводило не только к полному истощению, но и к смерти. Бразильская модель Ана Каролина Рестон скончалась при весе 40 кг, уругвайская модель Элиана Рамос умерла в 18 лет при еще меньшем весе, а одним из самых известных случаев, о котором неоднократно писали журналисты, стала смерть 28-летней модели Изабель Каро, вес девушки в последние дни жизни составлял не более 28 килограммов.