Досуг Общество Легенды и Мифы Живой мир Игры МАГАЗИН ДЛЯ ВСЕХ

Новое на сайте

Главная » Общество » Двуликий Ирод Великий

Двуликий Ирод Великий

Согласно еврейской традиции, царь Ирод — узурпатор, свергнувший династию Хасмонеев и правивший провинцией Иудея в течение тридцати трех лет. Кровавые и вероломные методы, которые он использовал для удержания власти, приводили в ужас местное население, а политика лояльности по отношению к Риму вылилась в лютую ненависть к нему со стороны иудеев…

Иосиф Флавий в своем сочинении «Иудейская война», описывая многочисленные политические и строительные инициативы царя, не обходит вниманием и скандальные, шокирующие эпизоды, которыми была полна его биография: убийство любимой супруги Мариамны и двух сыновей, болезненная жадность и неуемные траты государственной казны, «спорные» архитектурные проекты вроде амбициозной реконструкции Иерусалимского храма для создания второго, более импозантного и величественного, а затем водружения на нем имперского орла в знак покорности Риму.

Впрочем, политические, экономические и прочие неудачные предприятия Ирода померкли в сравнении с главным его злодеянием, рассказанным евангелистом Матфеем, — избиением младенцев в Вифлееме (Мф 2:16): услышав от персидских послов о рождении царя Иудейского, и без того мнительный Ирод испугался не на шутку — у него сразу возник коварный план погубить младенца. Ведь он сам был царем Иудейским!

Избиение младенцев

Будучи человеком хитрым и коварным, Ирод попросил волхвов указать ему, где находится младенец, «чтобы и мне поклониться ему». Но и те были не так-то просты: поклонившись младенцу, они вернулись домой иной дорогой. И тогда Ирод приказал убить всех младенцев мужского пола в возрасте до двух лет…

Джеймс Тиссо. «Ирод Великий». 1886 год

Имя Ирод уже много веков несет негативный оттенок. Но не многие задумываются над тем, что существовал и другой Ирод – правитель, принесший мир и процветание иудейской земле. При нем Иудея стала фактически автономной от Рима. Именно Ирод I вошел в историю под титулом Великий. Каким же он был на самом деле?

В 73 году до нашей эры у римского прокуратора Иудеи Антипатра родился второй сын, которого нарекли Иродом. С согласия прокуратора Сирии в 25 лет Ирод получил первый важный пост – наместник Галилеи.

Среди первых его шагов в этой должности – казнь сторонников Хасмонейской жреческой династии и некоторых ее представителей. Это действие вызвало как одобрение со стороны римских правителей и наместников, так и ярость иудеев – ведь Хасмонеи считались правящей династией.

Однако из-за распрей между Гирканом II (первосвященником из династии Хасмонеев) и Аристобулом II (последним независимым царем Иудеи) Хасмонейское царство, которое возникло в 164 году до нашей эры, было расколото на две части, погрязло в междоусобицах и потеряло независимость, оказавшись под покровительство Рима.

Сразу после казни иудеи вызвали наместника Галилеи на заседание синедриона, высшего судебного органа. Ирод прибыл на суд, заручившись покровительством в лице Секста, наместника Сирии и одного из родственников самого Юлия Цезаря. Иудеи, понимая, что им придется судить не простого человека, заручились поддержкой Гиркана II, который носил титул этнарха (правителя народа), пожалованный им самим императором. К мнению этнарха прислушивались даже римские ставленники.

Перед началом судебного разбирательства Ирод передал этнарху послание от Секста, в котором содержалось требование снять с него обвинение в убийстве. Не подчиниться Гиркан II не мог, но и пойти против совести – тоже. Поэтому он отложил судебное разбирательство, а Ироду посоветовал скрыться. Что тот и сделал, найдя приют в администрации Секста.

Победа или поражение?

Внезапно в Риме произошел переворот, во время которого убили императора. Ирод, получивший от нового правителя Римской империи в полное свое подчинение Сирию, двинул войска на Иерусалим. Но не успел он дойти до главного города иудеев, как в Риме снова произошла смена власти.

На престол взошел император Марк Антоний, который тут же возвел Ирода в сан тетрарха (властителя четвертой части) Иудеи. Не желавшие с этим мириться евреи провозгласили своим царем Антигона, сына Аристобула II. Войска Ирода вступили в битву с войсками Антигона, на помощь которому пришло Парфянское царство, ярый противник Рима.

В той битве Ирод потерпел поражение и бежал в Рим. Иудеи вместе с парфянами праздновали победу.

Однако уже в 37 году до нашей эры Ирод, получивший к тому времени титул царя Иудеи и считавшийся другом Рима, при поддержке огромного числа легионов вернулся в Святую землю и захватил Иерусалим. Он разгромил иудеев и парфян и казнил Антигона.

Дабы упрочить свое положение и поднять авторитет среди ненавидящего его народа, Ирод развелся с женой и заключил брак с представительницей Хасмонейской династии, внучкой Гиркана II Мариамной. Впрочем, как известно из трудов Иосифа Флавия, Ирод на самом деле любил Мараимну и о желании жениться на ней заявлял, еще будучи наместником Галилеи.

Более 30 лет Ирод правил Иудеей. Именно во времена его правления на иудейской земле прекратилось кровопролитие и воцарился мир, строились новые города и крепости, а также укреплялись старые.

По приказу Ирода в Кесарии были построены огромные порт, ипподром и театр на 3500 мест. При его строительстве использовались передовые методы. «Царь покорил саму природу», – писал иудейский историк и военачальник Иосиф Флавий.

Иерусалим подвергся полной реконструкции. Перестроенный Храм Единого Бога, воздвигнутый еще Соломоном, засверкал новыми гранями. Сохранившаяся до наших дней Стена Плача – единственная, оставшаяся от того храма, реконструированного Иродом.

Была значительно улучшена система водоснабжения города. В северной его части построили новый квартал с театрами и цирками. В городе были введены игры по римскому образцу и построено ристалище.

Великий строитель

При Ироде Масада стала непреступной крепостью. Она имела искусственную систему водоснабжения, что являлось тогда редкостью. В крепости хранились оружейные и пищевые запасы всего государства, а также царская казна. Еще в ней располагались царский дворец и синагога.

До недавнего времени считалось, что у евреев не было потребности в синагогах, пока существовал Храм. Однако во время археологических раскопок обнаружили несколько синагог, относящихся к периоду правления Ирода.

Город Иродион стал небывалым архитектурным памятником того времени. Он состоял из двух частей. В верхней части города находилось конусообразное сооружение из восьми уровней. Первые пять уровней были жилыми. В центре располагались царский дворец, римская баня и синагога. Сооружение было окружено с трех сторон, кроме востока, полукруглыми башнями. Восточная башня была круглой.

В нижней части города построили дворцы и служебные здания. Великолепный сад в римском стиле с огромными колоннами соединял верхнюю часть города с нижней. В саду были оборудованы специальные площадки для отдыха и трапез. А в центре находился огромный бассейн, который использовали не только для купания и гребли, но и как запасной резервуар с водой.

Экономически процветающая иудейская земля стала очагом римской и эллинской культуры. Именно сюда съезжались ученые, скульпторы, архитекторы, поэты и художники того времени. Во времена голода и катастроф Ирод щедро раздавал пожертвования не только своим подданным, но и далеко за пределами иудейской земли. В знак благодарности граждане Олимпии выбрали его президентом Олимпийских игр.

Ирод был мудрым правителем. В период противостояния Марка Антония и Августа он решил поддержать последнего. За это Август, став императором, наградил царя иудейского властью над дополнительными территориями. Иудея не только расширила свои границы, но и фактически стала автономной.

Однако правление Ирода не было спокойным. Его приближенные интриговали и боролись за сферы влияния. Сестра Ирода, Саломея, которую считали негласной соправительницей Иудеи, была главной интриганкой. Воспользовавшись вспыльчивостью брата и его страхом быть свергнутым, она уговорила его казнить любимую жену Мариамну и двух ее сыновей.

Ранее Ирод уже казнил младшего брата Мариамны. Такое отношение к наследникам Хасмонейской династии послужило поводом для недоверия к Ироду со стороны иудеев.

Лунное затмение

Примерно за полгода до своей смерти Ирод отправился на лечение в Иерихон. В столице поползли слухи о его смерти. Народ ликовал. Несколько молодых людей в Храме скинули золотого орла, символизирующего преданность Риму.

Этот поступок не остался безнаказанным. Молодых людей задержали и казнили. 12 марта 4 года до нашей эры, на следующую ночь после их казни, жители Иудеи наблюдали полное лунное затмение. По утверждению некоторых историков, именно в ту ночь скончался Ирод.

Английский проповедник и историк Ф. Фаррар выдвинул предположение, что правитель Иудеи умер «от омерзительной болезни, которая в истории встречается только с людьми, опозорившими себя кровожадностью и жестокостями». По версии русского писателя и врача А.П. Чехова, Ирод страдал гонореей, осложнения которой и привели к летальному исходу.

Эту версию оспорил профессор Вашингтонского университета Д. Хиршманн. Он заявил, что Ирод умер в результате хронической болезни почек. Как известно из истории, в последние дни жизни страдания, вызванные болезнью, толкали Ирода на безумные поступки. Он приказал казнить своего старшего сына и наследника, что было сделано незамедлительно.

Лишь последний приказ Ирода о казни большинства придворных чиновников не был приведен в исполнение.

Не виновен!

Ирод был неординарным и противоречивым человеком. Ему были присущи коварство, несправедливость и безжалостность. Ведь он порой спокойно приказывал казнить не только подданных, но даже своих близких. При этом он был умен, отважен и подлинно велик.

Во время правления Ирода иудейская земля процветала. С каждым годом она все больше становилась независимой от Рима. Владения расширялись, появлялось множество невероятных построек. За все достижения Ирода I можно по праву назвать Великим.

А как же библейская притча? Изучив жизнь Ирода I, можно с уверенностью сказать, что он не причастен к массовому убийству младенцев, о котором повествует Матфей. И главный аргумент здесь – Ирод I умер за несколько лет до рождения Иисуса Христа…

Источник

 

Архив Вестник К