Как известно, открытие выставки «Триумф и трагедия: союзники во второй мировой войне» 10 апреля 2015-го в музее Дом Метенкова в Екатеринбурге не состоялась ввиду закрытия музея на неопределенное время по техническим причинам.
На выставке должны были быть представлены 150 фотографий, снятых британскими и американскими фотографами. Они рассказывают о мало известных в России событиях Второй мировой войны: Битве за Британию, сражениях в Северной Африке и на Тихом океане, высадке союзников в Нормандии и боевых действиях во Франции и на западе Германии.
Среди авторов великие фотографы ХХ века: Юджин Смит, Роберт Капа, Сесил Битон, Ансель Адамс. Некоторые из представленных снимков входят в антологии самых выдающихся фотографий всех времен.
Мы в соцсетях собрали часть фото, которые должны были быть представлены на выставке:
Маршалы Советского Союза Георгий Жуков и Константин Рокоссовский, генерал-фельдмаршал Бернард Лоу Монтгомери. Берлин, июль 1945
У американцев фото названо так: «FIELD MARSHAL MONTGOMERY DECORATES RUSSIAN GENERALS AT THE BRANDENBURG GATE IN BERLIN, GERMANY, 12 JULY 1945» видимо из-за таких вот вещей выставка и не состоялась.
День Победы над Японией на Таймс-сквер. Нью-Йорк, 14 августа 1945
фото: Альфред Эйзенштадт
Немецкий генерал Антон Достлер перед расстрелом. 1 декабря 1945
Немного о фото: Антон Достлер, германский пехотный генерал, в декабре 1945 года был признан виновным в военных преступлениях и приговорен к смерти через расстрел. Достлер утверждал, что был лишь передаточным звеном в отправке приказа вышестоящего командования о расстреле 15 американских пленных диверсантах. Однако суд не внял его аргументам и 12 октября 1945 приговорил его к смертной казни через расстрел. Этот приговор часто связывается с понятием юстиция победителя. Приговор создал значимый прецедент для Нюрнбергских процессов, так как союзники не признавали ссылку на более высокое командование
Трехлетняя девочка в госпитале. Лондон, сентябрь 1940
Сесил Битон
Морской пехотинец с ребенком на руках. Сайпан, июнь 1944
Юджин Смит
Лейтенант Уолтер Сидловски в момент после высадки на побережье Омаха-бич
фото: Уолтера Роземблюма (армия США)
Самая известная в мире фотография Роберта Капы о высадке американских солдат на побережье Франции. Омаха-бич, 6 июня 1944
Американские солдаты, получившие ранения на Омаха-бич. 6 июня 1944
фото: Тейлор (Армия США)
Узники концентрационного лагеря Бухенвальд, многие из заключенных умерли от истощения до освобождения. 16 апреля 1945
фото: Х. Миллер ( Армия США)
Лагерный барак для женщин и детей. Концентрационный лагерь Бергем- Бельзен, апрель 1945
фото: Кап. Милиндин ( Британская Армия)
Водружение флага над Ивадзимой. Гора Сурибати. 23 февраля 1945
Легендарная фотография Джо Розенталя
Уинстон Черчилль. 6 июня 1941
Кап. Хортон
Солдат британской армии спас щенка из-под развалин дома. Германия, 1944
Неизвестный автор
Толпа изгоняет из города обритых наголо женщину с ребенком, рожденным от немца, и ее мать. Шартр, 18 августа 1944
Роберт Капа
Матрос на борту авианосца на базе подлодок в Нью-Лондоне. Коннектикут, 1943
фото: Чарльз Якобс (ВМБ США)
В-25 Митчелл пролетают мимо извергающегося вулкана Везувий. 18-23 марта 1944
Фотограф ВВС США
Мать с ребенком, одетые в национальные костюмы, сидят среди обожженных деревьев и руин Нагасаки. Декабрь 1945
Альфред Эйзенштадт
Французский рабочий помогает прикурить Уинстону Череллю. Шербур, 1944
фото: Ньюман
Церемония награждения фельдмаршала Б. Монтгомери, генерал армии Д. Эйзенхауэр, маршал Советского Союза Г. Жуков, главнокомандующий Королевскими ВВС А.Теддер. Франкфурт, 10 июня 1945
Неизвестный автор
Баррикады на улицах Парижа. Французы сражаются оружием, отобранным у немцев. 1944
Неизвестный автор
О Второй мировой войне написано множество книг, но наши знания о ней основываются не только на книгах, но и на кинохронике и фотографиях. В середине ХХ в. именно фотография формировала визуальный образ эпохи, тогда были заложены основы современной фотожурналистики.
Легендарные фотографии «Знамя над Рейхстагом» Евгения Халдея и «Водружение флага над Иводзимой» Джо Розенталя стали символами Победы для Советского Союза и Америки.
Фотографы работали на максимально короткой дистанции со своими героями, буквально глаза в глаза с солдатами в окопе. Непреходящая ценность военных фотографий — в человеческих историях, в переживаниях людей, заглянувших в глаза смерти.
Бой сам по себе скучен и невыразителен. Находиться в центре событий с фотоаппаратом еще недостаточно, чтобы получилась настоящая фотография.
«Мне хотелось бы, чтобы мои снимки превзошли сухие факты, уловили внутренний смысл и, усиливая правду, стали символом. Моим единственным судьей является моя совесть», — писал американский фотограф Юджин Смит.
Фотографов Второй мировой отличало особое отношение к правде, хотя приходилось иметь дело с военной и политической цензурой. Они снимали безжалостно честные фотографии об ужасах войны, об испытаниях, выпавших на долю солдат и мирного населения, о преступлениях нацизма и страданиях узников концлагерей. Это фотографии не столько о пафосе Победы, сколько о ее цене.
Помимо фотографов, аккредитованных изданиями, на фронтах Второй мировой работали фотографы при военных подразделениях. Их снимки распространялись пресс-службами армии или флота без указания авторов. Сотни и сотни изображений являются уникальными свидетельствами о войне, хотя не всегда известно, кем они были сделаны.
Глава Екатеринбурга – председатель городской думы Евгений Ройзман заявил, что запрещенная якобы по указанию ФСБ выставка «Триумф и трагедия: союзники во Второй мировой войне» все-таки состоится. Она пройдет на площадке одного из ведущих ККТ Екатеринбурга.