20 век, помимо всего прочего, был веком множества экспериментов, которые мы сегодня не можем назвать иначе как чудовищными и отвратительными. И все же нельзя отрицать, что результаты этих экспериментов оказали определенное влияние на развитие науки.
Эксперимент Уэндела Джонсона
В 1939 году психолог Уэндел Джонсон провёл эксперимент с участием 22 детей-сирот. Половине из них он «диагностировал» некоторые нарушения речи (в действительности нарушений у детей не было), а вторая половина детей получила положительные характеристики.
В результате, у абсолютно здоровых детей, получивших негативную оценку, стали действительно проявляться дефекты речи, которых раньше не наблюдалось, возникли и другие проблемы, также связанные с этой негативной характеристикой.
Коллеги Джонсона сочли этот эксперимент «чудовищным», так как сама идея проводить подобное исследование на детях-сиротах, которых некому было даже поддержать, показалась научному сообществу совершенно негуманной. Несмотря на то, что результаты эксперимента не были опубликованы ни одним научным изданием, это было первое исследование, обратившее внимание общества на зависимость речи человека от его чувств и эмоций.
Изучение Малярии за решеткой
Во время Второй мировой войны армия США совместно с департаментом здравоохранения изучали симптомы и течение малярии на заключенных, потому что не хотели подвергать заражению здоровых солдат.
Тогда исследование получило награду за помощь вооруженным силам, а хвалебная статья о нём была опубликована в журнале “Life”.
Заключенные были первыми людьми, на которых опробовали новое лекарство. Позже во время Нюрнбергского процесса нацистские врачи даже упоминали этот эксперимент, пытаясь оправдать свои собственные действия. Позже были приняты законы, запрещающие использование в качестве подопытных людей, которые не могут отказаться от участия в эксперименте.
Дахау и исследования гипотермии
Нацисты провели множество бессмысленных и бесчеловечных экспериментов, в ходе которых испытуемые подвергались жесточайшим пыткам и унижениям. Однако есть эксперимент, на результаты которого, все же несколько раз ссылались ученые – исследование гипотермии в Дахау.
Нацистские «врачи» помещали испытуемых в ледяную воду или оставляли на морозе, а затем резко помещали в ванну с почти кипящей водой. Более ста человек погибли, и абсолютно все испытывали невыносимую боль.
В процессе сбора данных для дальнейших исследований и более тщательного изучения архивов концлагеря было выявлено, что эксперименты были не только безжалостными, но и бессмысленными — нацисты не ставили перед собой никакой медицинской или научной цели.
Синдром выученной беспомощности
Профессор Мартин Селигман регулярно подвергал собак воздействию электрического тока, доказав, таким образом, теорию выученной беспомощности. В процессе исследования часть собак сначала подвергалась регулярным электрическим разрядам в течение некоторого времени.
Затем все собаки, включая тех, что подвергались ударам тока, были помещены в клетки, через перегородку которых, собака могла легко перепрыгнуть. Однако животные, получавшие до этого регулярные электрические разряды, даже не попытались выбраться из клеток.
Синдром выученной беспомощности и сейчас широко применяется – на основе данного открытия создаются методики лечения депрессии и мотивации детей, с низкой самооценкой.
Эксперименты Харлоу
В течение десятилетий Гарри Харлоу руководил серией экспериментов над обезьянами, которые сейчас считались бы неэтичными. Он брал детеныша макаки и растил его в изоляции, или, как он сам это называл — «яме безнадежности».
Несмотря на жестокость, его исследования помогли доказать важность присутствия матери для развития малышей. В рамках самого известного эксперимента детеныши макаки росли с двумя типами «суррогатных матерей»: одна половина моделей была выполнена из проволоки, другая – из ткани.
Макаки, которые росли рядом с тканевой «мамой» выросли более активными, а макаки, выросшие рядом, с проволочным прототипом, были пугливы и сильно недобирали в весе. Этот эксперимент показал, что недостаточно просто кормить ребенка – ему необходима ласка и материнское тепло.
Эксперимент с голубоглазыми и кареглазыми
После убийства Мартина Лютера Кинга учительница третьего класса Джейн Элиот разделила своих детей на две группы. Сначала, она посадила за передние парты всех, у кого были голубые глаза – она чаще их хвалила, уделяла дополнительное внимание.
Что же касается тех, кто имел карие глаза, им следовало сидеть на задних партах, носить специальные воротники, и им частенько напоминали, что они не такие умные, как голубоглазые дети. Через неделю она поменяла группы местами – теперь впереди сидели кареглазые, а воротники приходилось носить голубоглазым. В результате учащиеся, среди которых не было ни одного афроамериканца, сказали, что теперь они гораздо лучше понимают, что значит быть «черным».
Несмотря на то, что согласно современным меркам данный эксперимент был проведен с нарушением этических норм (у детей не спрашивали согласия на участие, и, к тому же, они подвергались насмешкам), он получил позитивные отзывы общественности, а Элиот даже стала вести курсы по обучению толерантности.
Источник