Досуг Общество Легенды и Мифы Живой мир Игры МАГАЗИН ДЛЯ ВСЕХ

Новое на сайте

Главная » Общество » Афера «капитана из Кепеника»

Афера «капитана из Кепеника»

Самое оригинальное и элегантное ограбление городской кассы в пригороде Берлина — Кёпеник (в то время бывшего отдельным городком) — совершено 16 октября 1906 года Фридрихом Вильгельмом Фойгтом, имя которого сегодня числят среди самых знаменитых мошенников мира (немецкая столица по случаю 100-й годовщины самого знаменитого ограбления в своей истории устраивает целый ряд мероприятий, которым дала название «Кёпеникиада»).

А случившееся тогда вряд ли имеет равное себе в уголовной хронике по простоте и одновременно изысканности плана преступления и той лихости, с которой оно было осуществлено, выставив на посмешище не просто институты власти, а всю систему покорного подчинения ее внешним атрибутам.

Фридрих Вильгельм Фойгт к этому времени из 57 лет своей жизни более половины — 29 — провел за решеткой, что отнюдь не свидетельствует об его особом криминальном даре.

Ровно за восемь месяцев до «часа Х» он вновь вышел на свободу. Местные власти повсюду отказывали ему в работе как угрожающему общественной безопасности и морали, потому Фойгту приходилось жить на нелегальном основании и думать о собственном пропитании.

А уж в чем он прекрасно разбирался, так это в психологии соотечественников, на чем и была построена все его афера.

Капитанская форма Фойгта демонстрируется в ратуше Кёпеника

Для осуществления своей авантюры он по частям, у разных старьевщиков, приобрел форму капитана 1-го гвардейского прусского пехотного полка.

В этом облачении 16 октября 1906 г. в тихом районе Берлина Вильгельм Фойгт остановил подразделение гвардейцев во время смены караула, приказал позвать гвардейцев еще одного находившегося неподалеку подразделения и, ссылаясь на несуществующий кабинетский указ, принял «командование» над гвардейцами.

С ними Фойгт отправился в Кёпеник на поезде. На одной из остановок он купил гвардейцам пиво, а по прибытии в Кёпеник раздал каждому по марке и отправил обедать, после чего объяснил своим «подчиненным», что им предложит арестовать бургомистра и, возможно, «других господ».

С этим отрядом Фойгт захватил ратушу Кёпеника, приказал перекрыть все выходы, запретил «любое передвижение в коридорах», а затем «именем его императорского величества» арестовал обер-секретаря Розенкранца и бургомистра Георга Лангерханса, а кассиру фон Вильтбургу велел подвести счета, объявив, что намерен конфисковать городскую казну.

Исторический сейф в ратуше Кёпеника

После того как деньги были по частям доставлены с почтамта, он с помощью кассира сложил их в мешок и запечатал. Изъятая наличность составляла более трех тысяч марок. Запрошенную кассиром квитанцию Фойгт подписал именем директора тюрьмы, где он отбывал свое последнее заключение — фон Мальцан.

 

Задержанных бургомистра и кассира он направил в наемном экипаже в полицейское управление Берлина, взяв с них слово чести, что они не попытаются сбежать.

После этого Фогт приказал гвардейцам удерживать ратушу еще в течение получаса, а сам отправился на вокзал и ближайшим поездом уехал в Берлин. В магазине мужской одежды он приобрел себе гражданский костюм и растворился в большом городе.

Его задержат через 10 дней…

Полицейское фото

Между тем, над лихим преступлением потешалась вся Германия. Сам император телеграфом затребовал отчет об афере и, по слухам, за чтением этого документа приговаривал: «Тут видно, что такое дисциплина. Ни один другой народ земли не способен на такое». В досье Фойгта Вильгельм II сделал пометку: «гениальный малый».

Афера «капитана из Кёпеника» вызвала широчайший общественный резонанс: о ней писали газеты и журналы, издавались сатирические открытки и стихи. Случай этот сделался известен широко за пределами Германии. Фогт приобрел славу «Уленшпигеля вильгельминского милитаристского государства».

На судебный процесс съехались журналисты со всего мира. Органы власти были завалены запросами о ходе дела, просьбами об автографах, прошениями о помиловании. Однако 1 декабря 1906 года Вильгельм Фойгт был приговорен Берлинским окружным судом к четырехлетнему тюремному заключению по обвинению в незаконном ношении военной формы, нарушении общественного порядка, незаконном лишении свободы, мошенничестве и подделке документов.

Но пройдет всего половина срока, и император Вильгельм II помилует героя (это вновь станет событием национального масштаба).

17 августа 1908 года, Фойгт выходит из тюрьмы

Прямо в день освобождения его голос был увековечен на граммофонной записи, за которую он получил 200 марок. Последовавшие выступления в Риксдорфе собирали огромные толпы народа и привели даже к вмешательству сил правопорядка.

Четырьмя днями позже в честь открытия его восковой фигуры в берлинском музее «Castans Panoptikum» на Унтер-ден-Линден Фойгт вновь появился на публике, подписывал фотографии и выступил с речью. Фойгт объездил всю Германию, выступая в трактирах и на ярмарках. В залах и на аренах цирков Фойгт изображал «Капитана из Кёпеника» и продавал свои автографы на карточках со своим изображением в военной форме и гражданской одежде.

В его представлениях принимали участие и некоторые солдаты из его «команды», фотографировавшиеся с ним. В 1909 г. под названием «Как я стал капитаном из Кёпеника» в Лейпциге вышла его автобиография…

Но власть на местах совершенно не устраивали сопровождающие выступления «Капитана из Кёпеника» насмешки и издевательства над государством и военными.

Сатирическая открытка о «капитане» из Кёпеника

И 1 мая 1910 г. Фойгт навсегда покидает Пруссию. Он уезжает в Люксембург, где женится, покупает машину и дом. Но начинается Первая Мировая война, а потом и послевоенный хаос…
На этом все хорошее в его жизни заканчивается — он опять становится нищим и в 1922 году умирает.

Его с воинскими почестями похоронят французские солдаты расквартированные в Люксембурге, искренне считавшие, что это бывший немецкий офицер — «Le Capitane de Coepenic» напишут они на его могиле.
Затем в 60-е годы могилу выкупит цирковое семейство Сарасани и установит надгробную плиту — пародию на Прусскую армию. Затем — новое надгробие, о котором будет заботится уже Великое Герцогство.

А в Берлине прямо на ступеньках ограбленной ратуши красуется памятник липовому капитану.

 

Архив Вестник К