«Моя задача сейчас — не опускать рук и становиться лучше, посмотреть, насколько лучше я еще могу стать», — сказала Светлана Кузнецова в конце прошлого года.
Тогда она занимала место в третьем десятке мирового рейтинга и говорила, что проходит не самый приятный этап своей карьеры. Сезон-2016 россиянка закончила, вернувшись в десятку сильнейших теннисисток планеты, попала на итоговый турнир в Сингапуре (там играют восемь самых-самых) и впервые в карьере добралась в нем до полуфинала. Журналист Андрей Мельников рассказывает о биографии первой ракетки России, которая всю жизнь была в тени Анастасии Мыскиной и Марии Шараповой.
Хороший год, ударный месяц
Сезон-2016 проходил для Кузнецовой успешней нескольких предыдущих, но ее главный недостаток — нестабильность — никуда не делся. Светлана могла проиграть теннисистке из второй полусотни рейтинга, а через пару недель на турнире в Майами «грохнуть» Серену Уильямс, прервав ее 20-матчевую победную серию и дойти до финала. Если бы в решающем матче россиянка выиграла у Виктории Азаренко, то уже весной вернулась бы в первую десятку рейтинга. А так пришлось подождать Уимблдона, где Кузнецова добралась до 1/8 финала.
Потом была Олимпиада в Рио-де-Жанейро, где Кузнецова запомнилась не столько игрой, сколько критикой организаторов. Светлана назвала олимпийские соревнования по теннису худшим турниром в сезоне. «Если не считать кольца на корте и ажиотажа, это какой-то зоопарк», — сказала она про турнир в Рио. Неудивительно, что поход Кузнецовой за олимпийскими медалями как в одиночном, так и в парном разряде, закончился задолго до решающих матчей.
В середине сентября Кузнецова говорила, что она «вроде бы поймала волну», и это случилось очень вовремя. В конце месяца Светлана отправилась в Китай на три турнира подряд с неплохими шансами квалифицироваться на итоговый турнир года, куда попадают восемь сильнейших теннисисток. Кузнецова шла десятой. На соревнованиях в Китае она выступила чуть хуже, чем было нужно, не дойдя ни на одном из трех турниров дальше полуфинала.
Тут подоспела новость о том, что с итогового турнира снялась Серена Уильямс. Между Кузнецовой и соревнованиями в Сингапуре оставалась только британка Джоанна Конта. Светлана уцепилась за последний шанс: успела заявиться на московский Кубок Кремля, где она победила в 2015 году, а в 2016-м участвовать не планировала. У Кузнецовой был только один вариант обойти в рейтинге Конту — выиграть Кубок Кремля. Россиянке это удалось, причем она защитила звание чемпионки какого бы то ни было турнира впервые в карьере. После успеха в Москве тренер Кузнецовой Карлос Мартинес не исключил, что она еще может стать первой ракеткой мира.
В тени соотечественниц
По ходу сезона с Кузнецовой произошло еще одно важное событие. В апреле она обошла в мировом рейтинге дисквалифицированную за мельдоний Марию Шарапову и стала первой ракеткой России. В этом статусе Светлана оказалась далеко не в первый раз (она, если кто забыл, в свое время была второй ракеткой мира), но, как ни странно, практически никогда не воспринималась как главная звезда российского женского тенниса. В разное время тому были свои причины.
На турнирах Всемирной женской ассоциации (WTA) Кузнецова играет с 2001 года, а прорывным для нее стал сезон-2004. В том году Светлана выиграла свой первый турнир «Большого шлема», победив в русском финале US Open Елену Дементьеву. Год она закончила пятой ракеткой мира и, кроме того, помогла сборной России впервые в истории выиграть Кубок Федерации — женский аналог Кубка Дэвиса. К тому же Кузнецова очень здорово играла в паре. Вместе с Еленой Лиховцевой она добралась до финалов трех из четырех турниров «Большого шлема». И трижды проиграла испано-аргентинскому дуэту: любой, кто следил в то время за теннисом, легко вспомнит имена Вирхинии Руано Паскуаль и Паолы Суарес.
Елена Лиховцева и Светлана Кузнецова завоевали серебро в парном разряде на Открытом чемпионате США. Нью-Йорк. 13 сентября 2004 года
Сложно представить обстоятельства, при которых такие успехи могли бы не позволить российской теннисистке стать в свое виде спорта номером один у себя на родине. Однако это оказалось возможным. 2004-й стал годом большого прорыва не только для Кузнецовой, но и для всего российского женского тенниса.
Даже русский финал US Open, выигранный Светланой, был не первым на турнирах «Большого шлема». Несколькими месяцами ранее титул чемпионки Roland Garros разыграли Анастасия Мыскина и Елена Дементьева. Первой российской победительницей турнира «Большого шлема» в одиночном разряде стала Мыскина, которая сейчас руководит женской сборной России — и именно ей досталась слава «первооткрывательницы».
В том же 2004 году Уимблдон выиграла 17-летняя Мария Шарапова, победив в финале Серену Уильямс. Какими бы яркими ни были успехи Мыскиной, Кузнецовой и Дементьевой, именно триумф Шараповой, пожалуй, стал главным событием того года в теннисе. Тем более что Мария еще раз заявила о себе, выиграв в финале итогового турнира года все у той же Серены.
В Кубке Федерации, завоеванном сборной России, Кузнецова не была главной героиней. Например, в финале с француженками она проиграла обе свои одиночные встречи. Финал вытащила Мыскина: она набрала два очка в одиночных матчах, а затем в паре с Верой Звонаревой взяла и решающее третье. В общем, в женском теннисе российским болельщикам было из кого выбирать, и мало кто ставил Кузнецову на первое место.
Успехи Светланы бесспорны: она стабильно входила в десятку мирового рейтинга, выиграла еще один турнир «Большого шлема» (Roland Garros — 2009), еще дважды помогла сборной России взять Кубок Федерации. Но если говорить о второй половине 2000-х, то из успехов российских теннисисток вспоминаются, прежде всего, победы Марии Шараповой и российский пьедестал на Олимпиаде-2008 в Пекине. Кузнецовой на нем не было.
«Все не совсем так, как вам кажется»
С 2010 года результаты Кузнецовой стали понемногу падать. Ситуация усугубилась в 2012-м, когда Светлане пришлось делать операцию на правом колене. Перед тем как лечь под нож, она набила татуировку со словами «Боль не убивает меня, я убиваю боль». После операции, по словам самой спортсменки, она долго сомневалась, стоит ли вообще возвращаться в спорт. «У меня было время, чтобы проветрить мозги, а потом я поняла, что хочу играть в теннис. В смысле, я и раньше его любила, но я хотела, чтобы желание играть помогло вернуться. Так и произошло», — так позднее Светлана объясняла свое решение вернуться.
Про россиянку часто говорят, что когда она в своей лучшей форме, справиться с ней не может никто. Болельщики Кузнецовой давно привыкли к этой ее особенности и знают, что разговоры в духе «А почему она всегда не играет в свою силу?» Светлана терпеть не может. В недавнем интервью «Чемпионат.com» она сказала: «Знаю, что люди хорошего мнения обо мне, и они думают, что вот Света-то все может и ей все легко. Спасибо вам, конечно, большое за доверие, но мне совсем нелегко, и все не совсем так, как вам кажется».
О том, как нелегко бывает Кузнецовой, можно понять по последним неделям. В конце сентября она прилетела из Нью-Йорка в Китай, где за три недели сыграла три турнира в трех разных городах. Потом россиянка на неделю слетала в Москву, выиграла Кубок Кремля и впервые с 2009 года отправилась на итоговый турнир WTA в Сингапур. За этот месяц она налетала 27,5 тысячи километров и провела на корте 27 часов.
В Сингапуре, вы не поверите, Кузнецовой снова пришлось играть в теннис. В своей группе она победила Агнешку Радванску и Каролину Плишкову, досрочно обеспечив себе выход в полуфинал (поражение в последнем матче от Гарбинье Мугурусы значения уже не имело). Ранее на итоговых турнирах россиянка никогда из группы не выходила.
Красивая история закончилась в субботу, когда Светлана проиграла в полуфинале Доминике Цибулковой. В решающем, третьем, сете Кузнецова превратила счет 0:2 в 4:2, но потом — вспомним опять о нестабильности! — проиграла четыре гейма подряд, а с ними и матч. Несмотря на поражение, в начале следующего сезона у россиянки будет хорошая стартовая позиция. Если она не отпустит волну, которую вроде бы поймала, через год ей не придется летать по маршруту Китай — Москва — Сингапур, чтобы попасть на итоговый турнир.
Но даже если что-то пойдет не так, Кузнецова, наверняка, одержит хотя бы одну большую победу, как в этом году над Сереной Уильямс. И, наверняка, хотя бы раз сделает такое, на что у большинства теннисисток никогда не хватит смелости. Например, сама во время матча отрежет себе половину косы.