В 2012 году социологи решили сравнить жизненные установки студентов одного российского и одного американского вуза из глубинки своих стран. Оказалось, что ценность независимости, свободы продолжает оставаться традиционной для американцев, всего 2% респондентов из опрошенных отрицали её значимость. Такие ценности, как уважение, признание (63% россиян и 50% американцев), власть (20% россиян и 10% американцев), престиж, слава (16% россиян и 10% американцев) являются более значимыми для российских студентов. Показательно, что в иерархии ценностей российского студента уважение и признание стоит выше независимости и свободы. Также у россиян отсутствуют коллективистские ценности.
Социологами были выбраны Университет Денвера и Уральский федеральный университет (первый в 2011 году в мировом рейтинге QS World University занимает 451-500-е место, второй — 551-600-е место). В американском вузе учится 11 тыс. человек, в российском — 25 тыс. В каждом из университетов было опрошено примерно равное количество студентов: США — 115 человек, Россия — 111. Результаты исследования опубликованы в «Вестнике Томского госуниверситета», №367 за 2013 год.
Первый вопрос, который был задан респондентам, «Что такое молодость с вашей точки зрения?» выявил различную готовность студентов вступать в диалог с исследователем. Эта тенденция обнаружилась в распространённости ответов на открытые вопросы, а также по-своему проявилась в ответах на закрытые вопросы. На поставленный вопрос о задачах молодости в России 91% респондентов нашли себя в предложенных ответах, тогда как 28% американских студентов предложили свои варианты, среди которых такие, как: «Возможность подготовить себя к будущему и получать максимум удовольствия от жизни», «Время, чтобы развиваться и понять мир (всю жизнь)».
В ответах респондентов чётко проявилось возрастное отношение к жизни:
— во-первых, 45% опрошенных в России и 28% в США отметили, что молодость — это «возможность реализации стремлений в настоящем»;
— во-вторых, в понимании ценности молодости как «возможности жить без забот» выбрали данный вариант 12% российских студентов и 28% американских.
Далее мы выяснили наиболее актуальные, распространённые жизненные цели в молодёжной среде, фиксируя наличие главной жизненной цели. Отсутствие сформулированной главной жизненной цели можно рассматривать, с одной стороны, как проявление инфантильности современной молодежи, с другой — в качестве осознания образованной молодёжью особенности современной эпохи как времени возрастающей неопределенности. Долговременные цели теряют свою ценность по мере того, как исчезает вектор социального развития общества.
Результаты опроса показали, что у подавляющего большинства молодёжи как в России (78%), так и в США (70%) есть главная цель в жизни. Тем не менее у американской молодежи процент тех, кто признал её отсутствие, а также затруднился с ответом о наличии главной цели в жизни, немного больше: 14% студентов в США (16% затруднились ответить) и 12% студентов в России (11% затруднились с ответом).
На поставленный в открытой форме вопрос, в чём заключается эта главная цель, наиболее распространенными ответами в Америке, были: «Я хочу поместить себя в такую ситуацию, где буду счастлив до конца жизни», «Я хочу работу, которая приносила бы удовольствие, просто ещё не знаю, что именно это должно быть»
Среди российских студентов были популярны следующие: «Быть всегда счастливым», «Получить высшее образование, найти достойную работу и устроить дружную семью».
По поводу особенностей жизненных целей студентов двух стран можно заключить следующее. Во-первых, российские студенты более консервативны: для них значима ориентация на семью, родителей. Во-вторых, в списке предпочтений у студентов, опрошенных в России, отсутствуют коллективистские ценности и ориентация на «дальний» коммуникативный круг (общественное признание, польза для общества, людей и т.п.).
Индивидуалистические ориентиры в России находят своё проявление по большей мере в достижительных стратегиях, где достижение доминирует над самореализацией. При этом молодые люди не проявили приверженности к гедонистическим целям, что объясняется стремлением найти своё место в исторически «открывающемся обществе».
Молодёжь США в своих ответах на поставленный в открытой форме вопрос о главной жизненной цели чётко обозначила стремление к самореализации и са-моменеджменту.
Достижение социальной успешности строится молодыми американцами с ориентацией на собственную индивидуальность и представления, а не по сложившимся в обществе меркам социальной успешности. В отличие от сверстников из России, американские студенты глубоко ориентированы не столько на помощь семье, сколько на общественное признание, помощь людям и обществу в целом. В ответах американской молодёжи переплелись два тренда развития общественного сознания: гуманизация и глобализация.
В анкетах были воссозданы именно планы, что свидетельствует о сохранении веры американской молодёжи в будущее страны, в эффективность правительства в ситуации общей неопределенности.
Сравнительный анализ ответов студентов России отражает картину иных настроений. Респонденты представили нам не планы, а «открытые жизненные проекты»: «достичь карьеры, открыть своё дело, уехать жить за границу», «большой заработок, Lexus», «стать уважаемым, обеспеченным человеком», «сделать успешную карьеру».
Постоянны наши российские респонденты в своём стремлении увеличить личностный адаптивный ресурс, способный помочь в достижении успеха. При этом молодые люди не склонны возлагать надежды на активность правительства в оптимизации ситуации в стране и не проявляют готовности принять участие в мерах, предпринимаемых правительством. Таким образом, и в этой части опроса российские студенты ориентированы на индивидуализацию сознания и поведения.
Ответы наших респондентов обнаружили различие в понимании ценности счастья как смысла жизни. В США из 63 ответивших на открытый вопрос о том, в чём заключается главная цель их жизни, 15 человек упомянули счастье; в России из 72 ответивших только 3 человека выделили счастье в качестве цели.
Вероятно, традиция «американской мечты» — трудиться и своим трудом заслужить себе достойную жизнь -придаёт уверенности молодым американцам в справедливости достигаемого счастья. В современной России цель достижения счастья не представляется рациональной и прагматичной. Стремление к счастью вытесняется стремлением к успеху.
Лидирующие позиции в ранговой шкале студентов обеих стран занимают ценности частной жизни. Для российской молодёжи это здоровье, семья, дети, любовь. Для молодых людей США — здоровье, независимость, свобода и любовь.
К категории лидирующих ценностей в молодежной среде обеих стран относится ценность здоровья. Но опыт исследований, посвященных межкультурному анализу, позволяет раскрыть различия в понимании ценности здоровья в молодежной среде России и США. Здоровье для американского студента приобретает смысл с точки зрения деятельностного подхода и находит своё выражение в посещении бассейна, стадиона, спортивной секции и пр.
Здоровье же для российского студента предстает как необходимый ресурс, объективно данная реальность, его необходимо сохранить, но свой истинный личностный смысл данная ценность приобретает в момент её потери. В этом смысле здоровье является скорее категорией объективной диалектики и к миру потребностно-ценностных образований поэтому отнесена быть не может.
Семья в равной степени важна для студентов как в России, так и в Америке. Однако результаты других исследований позволяют уточнить ситуацию: само понимание ценности семьи различается: для американцев это в большей степени близкие люди, достойные доверия, с которыми поддерживаются длительные отношения в течение жизни. Для россиян это прежде всего близкие родственники, готовые поддерживать эмоционально и финансово.
Анализ ответов респондентов также выявил, что ценность любви одинакова для российских (76% опрошенных в России) и американских студентов (70% опрошенных в США). Хотя смысл, который студенты вкладывают в понятие «любовь», разнится. Для россиян это, в первую очередь, «сказка, мечта, эйфория», для американцев — «дружеские отношения, возможность проводить время вместе».
Ценность независимости, свободы является традиционной для американцев, всего 2% респондентов из опрошенных нами отрицали её значимость. Нас в большей мере удивили ответы россиян: 61% из опрошенных признали ценность свободы в качестве важной и 35% отметили вариант «скорее важна, чем не важна». То есть и в американской и в российской студенческой культуре ценность свободы чрезвычайно высока. Различие состоит в том, что в США это является традицией, а в России — продуктом социального перехода рубежа тысячелетий.
Такие ценности, как уважение, признание (63% россиян и 50% американцев), власть (20% россиян и 10% американцев), престиж, слава (16% россиян и 10% американцев) являются более значимыми для российских студентов. При этом показательно, что в иерархии ценностей российского студента уважение и признание стоит выше независимости и свободы.
Ценность творчества, реализации способностей более важна для американских студентов (64% опрошенных), чем для россиян (50% опрошенных). В российской студенческой среде намного важнее найти «работу по душе» — признали, что для них это актуально 72% респондентов против 57% американцев».
Источник