За прошедшие 17 лет Путину удалось успешно выстроить систему «Лояльность в обмен на воровство». То есть если чиновник был лоялен, обеспечивал нужный результат на выборах, то ему позволяли воровать. Более того, именно на коррупции и держалась путинская вертикаль – огромные выгоды, связанные с нахождением у власти, оправдывали выполнение пожеланий из центра, даже если они выходили за рамки закона.
Лояльный коррупционер мог не опасаться ни за свою карьеру, ни за свою безопасность. В крайнем случае, совсем уж некомпетентных коррупционеров отправляли на почетную пенсию (см. кейс Якунина). Наоборот, нелояльных ждала кара от всей государственной машины, не важно, нарушал человек закон или нет. Кейсы Ходорковского и сотрудников Юкоса, Навального и его соратников, Урлашова и даже Сердюкова – это наказание за нелояльность системе (в случае Сердюкова – нелояльность дочке Зубкова).
Чиновников, включая системных либералов, в принципе устраивала такая система. Они четко знали правила игры. Та коррупционная рента, которую они на постоянной основе собирали, вполне оправдывала моральные страдания по поводу принятия закона Димы Яковлева, оккупации части другого государства, незаконные преследования оппонентов и прочих проявлений российской суверенной демократии. В обмен на свою лояльность, они получали от государства полную защиту. Даже если общественные активисты публиковали очевидные доказательства их коррумпированности – дорогие особняки, часы, яхты, оффшоры – можно было не опасаться, никаких репрессивных действий от государства не последует.
В последние несколько месяцев эта стройная схема сломалась. Если аресты губернаторов Хорошавина и Гайзера еще можно было списать на то, что «не по чину брали», то аресты Белых и Улюкаева уже выпадают из этого объяснения. Те размеры взяток, которые им приписываются, вполне соответствуют уровню занимаемых ими должностей. Еще больше выпадает из существующего контракта между центром и чиновниками арест двух заместителей губернатора Кемеровской области. Аман Тулеев – один из самых лояльных Кремлю губернаторов, регулярно показывающий рекордные проценты поддержки властей на всех выборах. К примеру, на недавно прошедших выборах в Госдуму, он показал 77.4% за ЕР при явке в 86.8%. Можно было бы сказать, что это силовики отжимают ренты у гражданских, но силовики тоже не остались без жертв: арест полковника Захарченко, увольнение Маркина, аресты первого замначальника СК Никандрова и начальника управления по собственной безопасности Максименко, слухи об увольнении Бастрыкина.
Сейчас все чиновники в России находятся в некотором правовом вакууме – старый неформальный контракт уже не действует, а новый еще не объявлен. Поэтому каждый чиновник в индивидуальности не знает, что он должен сделать, чтобы обеспечить собственную безопасность. Уход с госслужбы не является гарантией безопасности. Во-первых, могут не отпустить. Во-вторых, вежливые люди могут постучать в дверь и после отставки.
Поиск безопасности может заставить чиновников объединятся в альянсы, чтобы вернуть старый контракт «лояльность в обмен на бабло», но уже с новым предводителем. Такая внутренняя оппозиция может быть намного опасней, чем вся внешняя вместе взятая. Во-первых, такая оппозиция скрытна – непонятно против кого бороться. Во-вторых, она обладает вполне конкретным административным ресурсом. В-третьих, благодаря коррупционной ренте, собираемой в течение многих лет, внутренние оппозиционеры накопили значительный финансовый капитал. Сравните, к примеру, Кадырова образца 2004 и 2016 гг. Если бы он решил уйти в оппозицию 12 лет назад, то за ним пошла бы горстка сторонников-энтузиастов. Сейчас его финансового состояния вполне хватит, чтобы содержать небольшую армию профессиональных наемников. Кадыров, конечно, экстремальный пример – если он решит стать оппозиционером, то дело попахивает локальной войной. Скорее всего финансовый ресурс внутренней оппозиции мог бы быть потрачен, к примеру, на поддержку нелояльных властям кандидатов, с целью «раскачивания» лодки или на подкуп сотрудников ФСО – если будет выбран вариант дворцового переворота.
Кто мог бы быть лидером таких недовольных коррупционеров? Казалось бы, у Путина рейтинг под 80%, и любая коалиция против него обречена на провал. Однако не стоит забывать, что у самого Путина за день до его назначения премьером рейтинг узнаваемости был несколько процентов. А у Лужкова, за день до его отставки, рейтинг поддержки москвичами был под 60%. При нужном информационном сопровождении и поддержке федеральных каналов (Эрнст и Кулистиков также члены вертикали, которые сейчас тоже, скорей всего, чувствуют себя неспокойно), можно довольно быстро раскрутить нового национального лидера. Например, им мог бы стать Шойгу. Чувствует ли он себя в безопасности? Нет, не чувствует. Во-первых, он, как и все высшие чиновники ЕР, коррупционер (см, к примеру, расследование Навального https://navalny.com/t/701/ ), то есть имеется формальный повод зацепиться. Во-вторых, громкий титул главного силовика страны не спасает от проблем – против его предшественника Сердюкова было возбуждено уголовное дело вскоре после отставки. Поэтому вполне возможно, что Шойгу, или кто-то еще, соберет вокруг себя коалицию недовольных чиновников и губернаторов, которые хотят жить по старому, только без того, чтобы вздрагивать по ночам от каждого шороха.
Зачем Путин пилит сук, на котором сидит он и вся его вертикаль? Непонятно. Возможно, он уже не контролирует вертикаль, и его подопечные в погоне за рентами (которые сокращаются уже несколько лет) уже начали есть друг друга, и он ничего с этим поделать не может. Он вынужден пост-фактум делать вид, что все происходило с его ведома, чтобы поддерживать хоть какую-то уверенность у общества, что все в стране творится с его ведома и благословения (а на самом деле нет). Может, он чувствует неудовлетворенный запрос общества на борьбу с коррупцией, и готовясь к грядущим президентским выборам, бросает в топку, для поддержания рейтинга, все более статусных чиновников. Может, в схеме «хлеба и зрелищ», при постоянных перебоях с хлебом, требуется все больше зрелищ. Еще одну маленькую победоносную войну типа украинской или сирийской экономика уже никак не потянет, поэтому нужно кидать плебсу на растерзание зажравшихся патрициев. Вспомните, как долго по федеральным каналам обсасывался кейс Сердюкова – Васильевой. Здесь же, только за последний год сразу несколько губернаторов, высокопоставленные силовики, министр и то ли еще будет. Народ запасся попкорном и ждет продолжения банкета.
Однако ни одно из вышеназванных объяснений не добавляет чиновникам уверенности в завтрашнем дне. Единственный вывод, который они могут сделать, что сейчас под раздачу может попасть любой. Поэтому те, кто еще вчера помогали Путину бороться с оппозицией, завтра сами могут стать оппозицией – только более опасной и могущественной.
Источник