Девять следователей управления Следственного комитета по Новгородской области (некоторые занимают руководящие должности) написали обращение в администрацию президента России и центральный аппарат СК, в котором обвинили своего руководителя Екатерину Гилину в превышении должностных полномочий.
И. о. руководителя СК по Новгородской области Екатерина Гилина
Следователи утверждают, что Гилина открывает и закрывает уголовные дела по коррупционному сговору, фальсифицирует доказательства, запугивает сотрудников управления, заставляет их давать ложные показания и подделывать процессуальные документы.
Что пишут следователи
Девять действующих сотрудников следственного управления Следственного комитета по Новгородской области написали обращение (есть в распоряжении «Медузы») в адрес руководителя администрации президента Антона Вайно и президента России Владимира Путина, в котором обвинили в коррупции и превышении полномочий своего руководителя Екатерину Гилину. Один из следователей, подписавших бумагу, в разговоре с «Медузой» на условиях анонимности подтвердил свою причастность к составлению документов и добавил, что заявление «неделю или две назад» было также направлено в СК России. Подлинность документов «Медузе» подтвердил журналист одного из новгородских СМИ (также просил не указывать своего имени и издания, где он работает), близко знакомый с ситуацией.
В восьмистраничном обращении сотрудники попросили дать оценку действиям и. о. руководителя СК по Новгородской области Екатерины Гилиной, занявшей эту должность в 2014 году. В обращении говорится, что «по ее [Гилиной] указанию незаконно, без всяких на то оснований, возбуждаются уголовные дела как в отношении должностных лиц, так и иных граждан».
Для примера следователи приводят возбужденное в 2015-м дело против мэра Великого Новгорода Юрия Бобрышева (занимает этот пост с 2008-го) и главы Шимского района Михаила Некипелова (занимал этот пост с 2010 по 2015 год) по статье УК РФ «Халатность». «Руководство Главного управления процессуального контроля СК России было категорически против возбуждения указанных уголовных дел», — говорится в обращении. Позже оба дела закрыли из-за отсутствия состава преступления.
Мэр Великого Новгорода Юрий Бобрышев
Бобрышев называл это дело попыткой давления на него с тем, чтобы «вынудить его покинуть свой пост».
Другое уголовное дело, которое подписанты считают заказным, было возбуждено в отношении заместителя председателя комитета лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области Дмитрия Терентьева, а позже закрыто — тоже из-за отсутствия состава преступления. Подписавшие документ следователи отмечают, что во всех трех случаях дела возбуждались «по прямому указанию Гилиной» или под ее давлением. Они отмечают, что это «не полный перечень заказных уголовных дел».
Производство по другим делам, как следует из обращения, Гилина, напротив, намеренно тормозила или вовсе прекращала. Следователи пишут о двух делах «по фактам уклонения от уплаты налогов на общую сумму более 35 миллионов рублей», которые прямо перед предъявлением обвинения якобы были изъяты Гилиной из отдела по особо важным делам. По словам заявителей, и. о. руководителя затем передала их новому сотруднику, который был назначен в областное следственное управление «в экстренном порядке». Следователи пишут, что подозреваемый по делу пытался «договориться» с отделом по особо важным делам (называется сумма в четыре миллиона рублей), однако не смог. Обвинение ему до сих пор не предъявлено.
Авторы обращения говорят, что список подобных случаев не ограничивается приведенными примерами; они утверждают, что «Гилина постоянно неофициально принимает у себя подозреваемых и обвиняемых по уголовным делам». В результате дела якобы изымаются у одних следователей и передаются другим, которые впоследствии прекращают производство.
Из обращения следует, что некоторые дела Гилина закрывает из-за дружеских связей с родственниками подозреваемых. Например, она якобы дала указание вывести из уголовного дела родного брата одного из своих доверенных сотрудников.
Следователи заявляют, что иногда Гилина пользуется услугами «дружественного» ей экспертного учреждения АНО «НПЦ Эксперт», расположенного в Санкт-Петербурге: это касается дел, связанных с несчастными случаями на производствах. «После проведения там экспертиз перспектива направления уголовных дел в суд зачастую утрачивается», — говорится в обращении. Приводятся и конкретные примеры: в одном деле (гибель пяти человек на производстве) после экспертизы пропали доказательства, в другом (о погибших ничего не говорится) к ответственности привлекли невиновных лиц, в третьем (тоже гибель пяти человек) вывели из дела виновного.
Помимо этого Екатерина Гилина, по утверждениям следователей, постоянно оскорбляет подчиненных, допускает «нецензурную брань» и «обидные эпитеты». Сотрудники управления якобы вынуждены периодически сдавать Гилиной деньги, например на оплату ее штрафов (по словам заявителей, Гилина 15 раз привлекалась к административной ответственности за неисполнение требований прокуратуры); некоторых сотрудников Гилина якобы привлекает к дисциплинарной ответственности для того, чтобы не давать им очередные звания, от других, утверждается в обращении, требует писать заявления о понижении в должности под угрозой уголовного преследования или увольнения. Как сказал в разговоре с «Медузой» один из подписантов, многие работники решили уволиться из управления.
«Сотрудники запуганы, желание работать отсутствует, атмосфера в коллективе на грани всеобщей паники», — пишут следователи.
При этом, по словам заявителей, заместитель генерального прокурора РФ (кто именно, не уточняется) «неоднократно направлял материалы для привлечения Гилиной к уголовной ответственности», а центральный аппарат СК России «периодически проводит проверки». Гилиной, однако, каждый раз удавалось избегать наказания якобы благодаря тому, что ее подчиненные по ее просьбе дают ложные показания и предоставляют поддельные процессуальные документы.
Кто такая Екатерина Гилина
До того как возглавить СК по Новгородской области, Екатерина Гилина работала на разных должностях в Санкт-Петербурге. С 1995 по 1998 год была старшим следователем Курортного района города, с 1998-го работала заместителем прокурора Приморского района Петербурга, с 2007 по 2012 год была руководителем следственного отдела Главного следственного управления СК РФ по Приморскому району Петербурга. Затем она была переведена в Новгородскую область.
В конце 2013 года «Фонтанка» рассказывала о расследовании дела петербургского агентства недвижимости «Удачный выбор», замешанного в мошенничестве с квартирами. По версии следователей из управления СК по Северо-Западному федеральному округу, в 2011 году «один из сотрудников следственного отдела по Приморскому району Санкт-Петербурга» изготовил фиктивный протокол допроса, в результате подозреваемые по делу превратились в свидетелей, а единственный свидетель — в подозреваемого. Руководителем Приморского следственного отдела в то время была Екатерина Гилина.
В 2014 году «Новая газета — Санкт-Петербург» писала о садовом некоммерческом товариществе (СНТ) «Звезда», к которому прирезали кадастровый участок от Агалатовского сельского поселения, в котором СНТ и расположено. В нарушение градостроительного кодекса участки в СНТ продавались вне очереди, без предоставления приоритета местным очередникам. Журналисты выяснили, что в числе внеочередных собственников оказалась Екатерина Генриковна Гилина. «Ее дата рождения совпадает с данными почетного работника прокуратуры РФ Гилиной Екатерины Генриковны, ныне занимающей должность первого замруководителя СУ СК РФ по Новгородской области», — говорилось в тексте «Новой» в 2014-м.
В обращении, которое новгородские следователи направили в администрацию президента и СК РФ, упоминается и другой земельный участок, принадлежащий «младшей дочери Гилиной, а фактически самой Гилиной». Он якобы расположен в Курортном районе Санкт-Петербурга. Следователи уверяют, что один из сотрудников управления по Новгородской области привлек «дружественную ему организацию… для строительства дома стоимостью более 15 миллионов рублей». За это Гилина якобы досрочно аттестовала этого сотрудника и представила к званию полковника юстиции.
Журналист регионального СМИ, подтвердивший подлинность обращений, в беседе с «Медузой» рассказал, что, по его информации, один из авторов обращения 6 декабря посетил центральный аппарат СК в Москве, а «первая бригада следователей» должна прибыть в Новгородскую область с проверкой уже 7 декабря. Он также отметил, что сотрудники управления уже пытались привлечь внимание прокуратуры и центрального аппарата СК к работе Гилиной, но «у нее, видимо, поддержка плотная и серьезная сверху».
«Я не видела письмо и не могу его комментировать», — заявила «Медузе» Гилина. Корреспондент «Медузы» попытался зачитать ей один из примеров, приведенных в обращении, однако Гилина положила трубку. В пресс-службе управления СК РФ по Новгородской области сказали, что «пока не комментируют» эту информацию. И. о. руководителя управления взаимодействия со СМИ СК РФ Светлана Петренко отказалась оперативно отвечать на вопросы «Медузы», попросив прислать ей официальный запрос по факсу.
Источник