Досуг Общество Легенды и Мифы Живой мир Игры МАГАЗИН ДЛЯ ВСЕХ

Новое на сайте

Главная » Общество » Эффект Земмельвайса. Трагедия спасителя женщин

Эффект Земмельвайса. Трагедия спасителя женщин

Игнац Филипп Земмельвайс (1 июля 1818, Буда — 13 августа 1865 Обердёблинг под Веной) — венгерский медик. Окончил Венский университет со специализацией по хирургии и акушерству. В 1846—1850 гг. работал в Вене в родильном доме. В 1851 г. переехал в Пешт, где возглавил больницу Святого Роха. С 1855 г. также профессор Будапештского университета.

В начале XIX в. во всех роддомах мира свирепствовала болезнь, называемая «родильной горячкой», которая уносила в могилу до 30% рожениц. Эта болезнь считалась естественной и связывалась с особенностями конкретных женщин.

В 1846 году, пытаясь понять причины послеродовой горячки (сепсиса) у многих рожениц — и, в частности, того факта, что смертность при родах в больнице (30—40 и даже 50 %) намного превосходила смертность при домашних родах, — Филипп Земмельвайс предположил, что инфекцию приносят из инфекционного и патологоанатомического отделений больницы.

Врачи в то время много практиковали в прозекторской, и принимать роды часто прибегали прямо от трупа, вытерев руки носовыми платками. 

Земмельвайс обязал персонал больницы перед манипуляциями с беременными и роженицами обеззараживать руки окунанием их в раствор хлорной извести. Благодаря этому смертность среди женщин и новорожденных упала более чем в 7 раз — с 18 до 2,5 %.

Однако гипотеза Земмельвайса не нашла скорого признания. Более того, продвижение его открытия встречало всяческие препятствия. 

Открытие Земмельвайса вызвало резкую волну критики как против его открытия, так и против него самого — коллеги поднимали Земмельвайса на смех и даже травили его. 

Директор клиники, доктор Клейн, запретил И. Ф. Земмельвайсу публиковать статистику уменьшения смертности после внедрения стерилизации рук и изгнал его с работы, несмотря на то что смертность в клинике резко упала. Более того, Клейн заявил, что «посчитает такую публикацию доносом».

 

Врачи, которые, казалось бы, должны были ухватиться за антисептику, поскольку она воистину спасала их пациентов, ответили глухим неприятием Земмельвайса и полным игнорированием его предложений. Если до его открытия пациенты у них просто умирали — они не знали, чем им помочь, то после открытия Земмельвайса неприменение антисептики означало умышленное убийство пациентов. Врачи всего мира убивали пациентов, но антисептику не применяли! Были и варианты. 

Так венский профессор Браун использовал в своей клинике хлорную известь, но на лекции Медицинского общества Вены сообщил, что уменьшение смертности по его клинике объясняется улучшением отопления и вентиляции.

 

Идея Земмельвайса вызывала такое сильное неприятие, что врачебное сообщество не убедила даже смерть немецкого врача Густава Михаэлиса. Тот смеялся над Земмельвайсом, но решил проверить его предложение на практике. Когда смертность среди его пациенток упала в разы, потрясённый Михаэлис не выдержал унижения и покончил с собой.

17 лет до самой своей смерти Земмельвайс выступал на врачебных конференциях, писал статьи, письма ведущим врачам, книги, пытаясь внедрить свое открытие, пытаясь спасти людей. Бесполезно. Врачи его в упор не замечали.

Земмельвайс писал профессору Сканцони: «Если Вы считаете мою доктрину ложной, то я должен попросить Вас, господин гофрат, доказать, что она ложна». Но в ответ глухое молчание.

Он также на собственные средства организовывал обучение врачей своему методу, издал отдельный труд «Этиология, сущность и профилактика родильной горячки» (нем. Die Aetiologie, der Begriff und die Prophylaxis des Kindbettfiebers) в 1861 году.

Однако при жизни его метод так и не заслужил сколь-нибудь широкого признания.

Затравленный Земмельвайс закончил свою жизнь в психлечебнице, где умер от того же сепсиса, от которого умирали женщины-роженицы до его открытия.

Через несколько лет после смерти Земмельвейса дело его закончил английский хирург Листер, которому, правда, тоже пришлось вытерпеть от медицинских светил, включая штрафы за перерасход мыла по больнице. Правда, он уже опирался не только на результаты Земмельвайса, но и на труды Пастера. Антисептика вошла в медицинскую практику.

В Вене против антисептики выступал член Медицинской академии Парижа профессор Рудольф Вирхов, в Лондоне — выдающийся акушер, изобретатель многих хирургических инструментов, способов остановки кровотечений и наркоза сэр Джеймс Симсон. Поддержали Земмельвайса молодые, а против выступили все маститые, действительно выдающиеся хирурги.

Свое открытие Игнац Земмельвайс сделал на 18 лет раньше Листера. Пионерская роль Земмельвайса в изобретении и внедрении антисептики была признана только после его смерти.

Именем Земмельвайса назван Будапештский университет медицины и спорта. В 1906 году в Будапеште на пожертвования врачей всего мира Земмельвайсу был поставлен памятник, на котором написано «Спасителю матерей». В доме, где в Будапеште жил Земмельвейс, работает Музей истории медицины Земмельвейса.

Могила Земмельвайса в Будапеште

В самом центре Будапешта есть улица Земмельвайса. На стене углового дома — небольшой барельеф, на котором изображена сидящая женщина, держащая на руках ребёнка, и мужчина, склонившийся над нею и утешительно гладящий по голове:

Почтовая марка Венгрии, посвящённая Земмельвайсу. 1965 г.:

Музей расположен в доме, принадлежавшем Земмельвайсу:

На улице Пала Дьюлаи, рядом с больницей святого Роха (Szent Rókus Kórház), стоит  памятник Игнацу Земмельвайсу. Скульптор Алайош Штробль (Stróbl Alajos) изобразил Земмельвайса стоящим в полный рост, с книгами в руках. У его ног сидит женщина, держащая на руках ребёнка, рядом находятся ещё несколько детей в образе ангелов.

 

Памятник установлен в 1906 году на пожертвования врачей всего мира. Надпись на нём гласит: «Спаситель матерей». (Тогда памятник стоял на площади Елизаветы, на нынешнее место он был установлен в 1948 году.)

22 октября 2004 года во дворе Университета Земмельвайса (Semmelweis Egyetem) был установлен ещё один памятник выдающемуся венгру (скульптор — Бела Домонкош):

Есть скульптура Земмельвайса и в одном из самых известных музеев Чикаго, США (International Museum of Surgical Science):

Этот бюст стоит на территории женской клиники в Вене:

«Игнац Земмельвайс. Спаситель матерей»

 

 

Архив Вестник К