Министр обороны Сергей Шойгу во время выступления на заседании Госдумы, отвечая на вопрос о необходимости воссоздания управления, которое занималось контрпропагандой, сообщил, что в России созданы войска информационных операций, передает корреспондент РБК.
Сергей Шойгу
«За это время созданы войска информационных операций, что гораздо эффективнее и сильнее того управления [существовавшего в советское время], которое называлось контрпропагандой», — сказал он. Деталей он не привел.
Первый зампред комитета Совфеда по обороне и безопасности Франц Клинцевич рассказал РБК, что войска для информационных операций были созданы в России «недавно» и что информация о них является закрытой. «Есть специалисты, которые разоблачают [иностранные] диверсии в электронных, бумажных и телевизионных носителях», — заявил он. По словам сенатора, вторая задача подразделения — это отражение хакерских атак.
Источник РБК в Госдуме пояснил, что речь действительно идет о «структурном подразделении в Министерстве обороны, которое занимается отражением хакерских атак». «Также оно занимается контрпропагандой как внутри страны, так и за ее пределами, и в интернете, и в СМИ». При этом он выразил удивление, что Шойгу сообщил об этом, поскольку «информация является секретной».
В марте 2012 года вице-премьер Дмитрий Рогозин впервые заявил о необходимости в российской армии киберкомандования. В 2013 году о том, что в Вооруженных силах появится такое командование, сообщал источник «Интерфакса». Официально, однако, эта информация не подтверждалась.
Первый зампредседателя комитета Госдумы по обороне Александр Шерин в январе текущего года заявил, что кибервойск в России нет. Об этом же говорил глава комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров. Нет информации о кибервойсках и в Минкомсвязи, говорил заместитель министра связи и массовых коммуникаций России Алексей Волин.
Как писал «Коммерсантъ» в январе 2017 года, Россия по уровню развития кибервойск может входить в топ-5 государств мира после США, Китая, Великобритании и Южной Кореи. Согласно данным аналитиков компании Zecurion Analytics, на которых ссылалась газета, российские кибервойска могут насчитывать примерно 1 тыс. человек, а их ежегодное финансирование может составлять около $300 млн.
В 2016 и 2017 годах Россию неоднократно обвиняли в кибератаках. В октябре 2016 года Россию в кибератаках на серверы Демократической партии обвинили США. В администрации Барака Обамы заявили, что взлом почты руководства партии мог быть санкционирован Москвой с целью повлиять на результаты выборов президента США. Россия эти обвинения категорически отвергла. Кроме того, об «агрессивном кибершпионаже» со стороны России сообщала также контрразведка Германии. В конце января в МИД Чехии заявили о кибератаках, похожих на взлом серверов Демпартии США.
13 февраля генеральный секретарь французской партии «Вперед!» Ришар Ферран обвинил Россию в попытках вмешаться в выборы во Франции. Этим он объяснил то, что кандидат в президенты Франции Эммануэль Макрон стал мишенью российских СМИ и кибератак с территории России. По его словам, Москва благосклонно относится к политике кандидата от «Национального фронта» Марин Ле Пен и кандидата от республиканцев Франсуа Фийона. В Кремле эти обвинения назвали абсурдом.