Некогда одна из самых богатых стран Южной Америки, настолько погрязла в нищете, что ее лишили права голоса на Генассамблее ООН за долги.
Это страна снова сможет голосовать в ООН только когда оплатит 24 млн. долларов. В тоже время, агентство Bloomberg признало Венесуэлу самой несчастной страной в мире (с индексом 159,7 — он определяется как сумма безработицы и инфляции). Сегодня, страна осталась без еды, лекарств и работающей правоохранительной системы…
С 2003 года в стране централизованно устанавливаются цены на 400 видов товаров, включая продукты питания, «для борьбы с инфляцией и защиты бедных». Их результатом стал периодический дефицит продуктов (в государстве с тропическим сельским хозяйством) и резкий рост цен. Так, например, существует ограничение на отпуск молока и постоянная нехватка куриных яиц. В целом по стране в минувшее десятилетие инфляция составляла 21 % в год, однако продукты питания на чёрном рынке дорожали на 50 % ежегодно.
Венесуэла с конца 2013 г. находится в состоянии острого социально-экономического кризиса. Падение цен на нефть усугубило ситуацию. По данным ОПЕК, на торговлю нефтью приходится около 96% экспортной выручки страны.
Главными причинами экономического кризиса в Венесуэле являются структурные и политические факторы, среди которых большая зависимость от импорта, снижение мировых цен на нефть и госконтроль над производством и распределением продовольствия.
В Венесуэле бушует настолько сильный экономический кризис, что в стране наблюдается дефицит основных товаров — таких, как сахар, растительное масло и туалетная бумага.
Недостаток еды и цены на нее уже давно стали самой главной заботой венесуэльцев, оттеснив даже проблему собственной безопасности.
Иногда власти страны даже открывают границу с Колумбией, чтобы венесуэльцы могли купить товары первой необходимости!
Десятки животных даже умерли от голода в одном из главных зоопарков в Венесуэле из-за хронической нехватки продовольствия.
За экономическим пришел и политический кризис, после победы оппозиции на парламентских выборах в декабре 2015 года.
Оппозиция Венесуэлы обвиняет Николаса Мадуро и его предшественника Уго Чавеса в том, что проводимая ими политика привела к экономическому кризису, который обострился из-за низких цен на нефть.
В свою очередь, президент Мадуро заявлял, что экономический кризис – это результат капиталистического заговора, который поддерживают США.
Очередь за продуктами – одно из немногих мест, где сторонники и противники Николаса Мадуро и его предшественника Уго Чавеса на время забывают о своих разногласиях.
Эти проблемы не новы и затрагивают всех: богатая нефтью страна не способна навести элементарный порядок в экономике; идеологический и социальный раскол в обществе колоссален; власть в стране делят правительство и разрозненная, мало что контролирующая оппозиция, недавно получившая большинство в парламенте.
Рост преступности таже является одной из основных угроз венесуэльскому обществу. По количеству убийств Венесуэла уступает только Гондурасу. В 2015 году в стране было убито почти 28 тысяч человек, или 90 убийств на каждые 100 тысяч населения. По этому показателю Венесуэла опережает большинство стран Латинской Америки. 90 % убийств остаются нераскрытыми.
Для большинства инвесторов Венесуэла все меньше выглядит как рынок и все больше как потерявший надежду на спасение тонущий корабль. Согласно прогнозу МВФ промышленное производство страны в 2016 году уменьшилось на 10%, а инфляция превысила 700%!
От этого кризиса могут быть потери и у России, так госкомпания «Роснефть» может потерять все свои активы в Венесуэле. «Роснефть» — крупнейший иностранный инвестор в Венесуэле и если действующая власть еще заявляет, что сотрудничество с «Роснефтью» для Венесуэлы является стратегическим и крайне необходимым, то оппозиционный парламент уже ставит под сомнение сотрудничество с российской компанией.
В феврале 2017 года агентство Reuters сообщило о просрочках с поставками венесуэльской нефти в адрес «Роснефти», а парламент Венесуэлы тогда же обвинил компанию в нарушении Конституции, занижении стоимости доли и не одобрил сделку по увеличению доли в Petromonagas.
Примечательно, что Венесуэла упрямо не хочет объявлять дефолт. Правительство отказало в выплате миллиарда долларов своим нефтяникам (хотя объем добычи и так уже достиг многолетних минимумов), но продолжает расплачиваться по внешним долгам. Специалисты связывают это с тем, что облигациями владеют близкие к нынешнему правительству частные лица и компании. Дефолт бы нанес по ним серьезный удар, лишив правительство Мадуро поддержки в элите. В целом, там где строят «социализм», по итогу всегда наступает нищета и бедность, а Венесуэла очередной тому пример…